Квартет «Дорогой Я»

17 марта 2012 Автор: Моргулес Ирина Израилевна
Квартет «Дорогой Я»

«Жизнь — это марафон, в котором спринт откладывается на самый конец», — это из бесчисленных афоризмов Питера Устинова, одного из самых мощных деятелей искусства XX века. За свою жизнь (1921—2004) он сумел сделать так много в литературе, особенно — в драматургии, театре, кино (актер, режиссер, педагог), общественной деятельности, что миновать его влияние не смогли в большинстве стран Европы и Америке.

Премьера пьесы Питера Устинова в театре драмы

«Жизнь — это марафон, в котором спринт откладывается на самый конец», — это из бесчисленных афоризмов Питера Устинова, одного из самых мощных деятелей искусства XX века. За свою жизнь (1921—2004) он сумел сделать так много в литературе, особенно — в драматургии, театре, кино (актер, режиссер, педагог), общественной деятельности, что миновать его влияние не смогли в большинстве стран Европы и Америке.

 

Возвращение к истокам

 «Я родился англичанином без капли английской крови» — еще один афоризм Питера Устинова. И действительно, он, досконально исследовавший свое генеалогическое древо и описавший не только собственную жизнь, но и все, что могло ей предшествовать, в автобиографической книге «Дорогой Я», этот потомок по крайней мере двух крупных российских династий Устиновых и Бенуа, утверждает, что в его жилах течет русская, немецкая, испанская, итальянская, французская и эфиопская кровь. Что, отчасти, и сделало его полиглотом.

Из России будущий космополит был увезен в двадцатом году во чреве матери. Родители бежали из-за того, что страна изменилась после событий семнадцатого года.

Устинов не один раз приезжал на родину предков, даже ставил там спектакли, например, в 1997 году «Любовь к трем апельсинам» — оперу Сергея Прокофьева по одноименной сказке Карло Гоцци. Спектакль этот до сих пор в репертуаре Большого театра, идет на обновленной его сцене.

Пьеса, премьера которой в Челябинском академическом театре драмы имени Наума Орлова состоялась 14 марта сего года, имеет в переводах варианты названия. Наиболее известный — «Фотофиниш». У нас это «Путешествие в биографию». Написана она в 1962 году, то есть когда сорокалетний драматург был полон сил, замыслов — в середине его восьмидесятидвухлетнего пути или, если вспомнить Данте, «земную жизнь пройдя до половины».

Пьеса весьма типична для творчества Устинова, который часто вводит в реалистическую обстановку элементы фантастики, причудливо переплетая одно с другим. Высокие темы смысла жизни, обобщенные порой до абстракции рассуждения о добре и зле, уживаются с бытовыми ситуациями.

Уверенный профессионал Питер Устинов умеет договориться со зрителем об условиях действа, о законах, которые театр и зритель должны принять.

В «Путешествии в биографию» к восьмидесятилетнему писателю является каким-то мистическим образом он сам, но — шестидесятилетний, сорокалетний и двадцатилетний. Каждый из этих Сэмов знает о себе лишь в этом отрезке времени, что ему довелось уже прожить, и лишь восьмидесятилетний старик знает все. Что было, что надо бы в свое время не сделать, в каких поступках можно оправдать себя, а что неисправимо и непростительно...

Пьеса очень добротная. Достойный образец традиционной европейской драматургии, где концы с концами сведены, где образы персонажей прописаны тщательно, где от режиссера и труппы требуется хорошая профессиональная выучка, то есть владение тем запасом мастерства, что накоплено европейским театром по крайней мере за несколько веков.

То есть — стационарной труппе с традициями. Такой театр, увы, уходит в прошлое, отступая перед сменившимся ритмом жизни, клиповым восприятием, к которому все больше привыкают зрители, постепенно отучающиеся вдумываться в увиденное.

Для режиссера, предложившего нашему театру пьесу Устинова, постановка ее в Челябинске тоже в какой-то мере возвращение к истокам. Сергей Морозов родился в нашем городе. Его отец Анатолий Морозов известен театральной общественности как создатель и многолетний руководитель знаменитого в Советском Союзе и за его пределами студенческого театра эстрадных миниатюр, ставшего позднее театром «Манекен». работал в театре драмы, тогда еще носившем имя Самуила Цвиллинга, учился, стал профессиональным режиссером, как и его брат, ныне главный режиссер Театра Российской армии Борис Морозов.

Их совместная постановка «Случай в метро» по сценарию американца Э. Баэра стала событием и вряд ли забыта теми, кто любит театр. Мама Сергея, Виктория, была ведущей актрисой студенческого «Манекена»...

Когда Анатолий Морозов был приглашен в театр Ленсовета, началась петербургская часть биографии режиссера Сергея Морозова, который стал вскоре одним из самых молодых главных режиссеров России (Кострома, Новгород).

И вот наследник театральной династии поставил спектакль в городе, где родился, взрослел.

 

Сам с собою

То, что для зрителей времен расцвета драматургии Питера Устинова представляло некоторую сложность: сочетание в одном спектакле реалистичности и фантастики, для нынешнего театра проблем не создает, научились воспринимать эклектику как нечто само собой разумеющееся.

Поэтому четыре разновозрастных Сэма, ведущих между собой разговор о себе любимом (помните название автобиографии Устинова — «Дорогой Я») с любовью и болью вполне понятной, воспринимаются залом как нормальный прием — правила игры, предложенные автором пьесы и театром.

Пьеса в какой-то мере автобиографична. Сэм — писатель, одна из многочисленных профессий Устинова. Процесс зарождения в человеке страсти к творчеству, поиска своего места на книжных полках и в сердцах читателей, своей темы, своего жанра, стиля, овладение мастерством — все это испытано на себе, достижения и поражения... Об этом он, а вместе с ним и театр, ведут разговор неспешный, но не занудный, поскольку перепады от трагического накала выяснения отношений с самим собой и окружающими, порой любимыми, порой ненавидимыми, сменяются мягким юмором...

Все чаще в театральной среде звучит мнение, что режиссерский театр исчерпал свои возможности и на смену ему приходит театр актерский. То есть режиссеру предстоит не самовыражаться, а вернуться к тем театральным истокам, когда режиссер «растворялся» в актере, через него прежде всего осуществляя замысел драматурга и свою трактовку.

Сергей Морозов, как можно судить по премьере «Путешествие в биографию», вероятно (ведь других его работ мы не видели), режиссер именно такого типа. Он на передний план практически не выходит, давая артистам проявить их возможности.

В нашем театре драмы сегодня это режиссерское самоотречение весьма рисковано. Казалось бы, совсем недавно мы имели сильную, хорошо сбалансированную труппу, для которой психологическая драма была обжитым пространством.

Но в спектаклях последних лет за некоторыми исключениями («Для чего часам стрелки?») труппа, особенно мужская ее часть, представала разболтанной, неуверенной в своих возможностях. А в некоторых спектаклях («Нина. В стране снов») просто непрофессиональной.

В спектакле по пьесе Питера Устинова мы увидели, наконец, актерский ансамбль и, что особенно радует, прежде всего — мужской. Нет, женщины тоже вполне хороши: народная артистка России Валентина Качурина, Наталья Катасонова, Алиса Макиевская, Анастасия Пузырева (речь идет о составе, игравшем премьерный спектакль), но они и раньше чаще радовали, чем актеры-мужчины.

А вот то, что не только народный артист России Борис Петров создает подробный и хорошо обоснованный образ восьмидесятилетнего главного героя, но и заслуженный артист России Алексей Мартынов (Сэм 60) (оба на снимке), артисты Николай Осминов (Сэм 40), Вадим Долговых (Сэм 20 и Томми), Владимир Жилинский (Реджиналь) смогли создать слаженный, дисциплинированный и увлеченный ансамбль, вселяет надежду на возможные обнадеживающие перемены.

Спектакль поставлен петербуржцами. Кроме режиссера-постановщика Сергея Морозова, взявшего на себя и музыкальное оформление, это художник-сценограф Ирина Бируля и художник по костюмам Ирина Зайцева. Декорации и костюмы выдержаны в стилевом направлении конца XIX — начала XX веков «ар нуво». Получилось красиво.

Выходя после премьеры — достойного воплощения добротной драматургии, вспоминаешь еще один афоризм Питера Устинова: «Комедия — это всего лишь забавный способ быть серьезным» и название комедии еще одного английского классика Оскара Уайльда: «Как важно быть серьезным».

Ирина Моргулес,

фото Вячеслава Шишкоедова

Поделиться

09.11.2025 | 17:15
Какова цена признания гениального живописца

Сегодня полотна знаменитого нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога, ушедшего из жизни в нищете и безумии 135 лет назад, входят в список самых дорогих картин в мире. Некоторые из них были проданы за 100 миллионов долларов и даже больше.

09.11.2025 | 12:34
Код «Синегорья». На Южном Урале прошел фестиваль национальных культур

Потрясающим гала-концертом в День народного единства в Челябинске завершился XV Международный фестиваль национальных культур «Синегорье». Более двадцати концертов за пять фестивальных дней провели артисты.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты