Танец — это стриптиз души
В гостях у «Южноуральской панорамы» Виктор Панферов
Одиннадцать выпусков газеты, игра с названием которой видна только в верстке: «Хореограф и я». На каждой обложке цветное фото какого-либо студента или выпускника факультета хореографии Челябинской государственной академии культуры и искусств. В этом же номере — рассказ о человеке с обложки: чем заслужил такую честь.
Все заметки в газете написаны студентами факультета. Вышло одиннадцать номеров.
О природе прекрасного
— Зачем вам еще и газета? — спрашиваю у декана факультета Виктора Панферова. — Других забот что ли мало?
Виктор Иванович удивляется вопросу. Неужели я не понимаю, что будущих хореографов: танцовщиков, постановщиков танцев, педагогов — надо учить говорить и писать о своей профессии, вообще владеть культурой речи, в том числе и письменной. Кроме того, такой рассказ с портретом на обложке — предмет гордости как для самого героя публикации, так и для его родных, друзей…
О том, какое значение для будущего артиста или хореографа имеет погружение в мир культуры и искусства, как важны педагоги, которые могут передать не только техническую сторону профессии, но и дать нечто большее: умение видеть и чувствовать природу искусства, наполнять свою жизнь высоким смыслом служения ему, Виктор Панферов понял, когда учился на только что открывшейся в Ленинградском институте культуры кафедре хореографии и одновременно — в знаменитом Ленинградском хореографическом училище.
Мальчик из города Электросталь — не глухого угла, а ближнего Подмосковья, был поражен тем, что попал в руки лучших педагогов страны, что порой доводилось танцевать рядом с великими мастерами балетной сцены, что можно ежедневно наслаждаться неповторимой архитектурой, ходить по музейным залам…
— Когда мы занимались в запасниках Эрмитажа, мне разрешили потрогать костюм Екатерины Второй, на меня надели сюртук Павла Первого. Представляете? Мы жили в особом мире: ночью ходили по залам Эрмитажа, задыхаясь от сознания, что это происходит с тобой. В то время, когда я учился, проходили потрясающие выставки: Родена, например. А хореографическая жизнь бурлила…
Мы разговариваем, как уже поняли читатели, которых интересует культура и искусство не только вообще в мире, но конкретно те, что существуют в нашем городе в наше время, с Виктором Ивановичем Панферовым, деканом хореографического факультета ЧГАКИ, заслуженным артистом России, лауреатом многих международных конкурсов, в которых участвовал руководимый им студенческий хореографический коллектив «Малахит».
С «Малахитом» челябинские студенты побывали во многих странах: Франции, Германии, Болгарии, Польше, Австрии… Сейчас вот собираются в Италию на международный конкурс.
И еще очень важная роль Виктора Ивановича в культурной жизни Челябинска и не только. Он является хореографом и постановщиком пластики в более чем ста пятидесяти спектаклях, причем в основном на сценах драматических театров. Большинство зрителей, испытавших эмоции на этих спектаклях, даже не догадываются, что они вызваны просчитанными и выверенными движениями артистов.
Если в знаменитом «Бале манекенов» Бруно Ясенского, поставленном в нашем театре драмы замечательным польским режиссером Ежи Яроцким, именно пластика отличала мир манекенов от мира людей, то в горьковской «Фальшивой монете» Наума Орлова незаметная казалось бы паутина движений, придуманная Виктором Панферовым, придала мистический настрой пьесе, которую на протяжении истории ее постановки играли как обычную бытовую драму.
О шагах к высотам
Вернемся в академию, где готовят преподавателей хореографии, руководителей коллективов танца и постановщиков всех видов танцев. Но — не только. Ее выпускники танцуют и в театрах, в ансамблях, клубах на территории всей России и в очень многих странах Европы и Америки.
— Мы федеральный вуз, — говорит Виктор Иванович, — и принимаем в академию студентов, откуда бы они ни приехали поступать. Процентов двадцать из них челябинцы. Из тех, что окончили, часть остается в Челябинске, большинство уезжает, работает по всей России, начиная от Дальнего Востока и до западных границ. Но — не только. У нас очень много выпускников востребованы за границей: В Америке, Германии, Швеции, Испании…
На вопрос: «Очень ли нужны сейчас в нашей стране эти выпускники?» профессор восклицает:
— Не то слово! Мы выполняем заявки приблизительно на двадцать процентов при ежегодном (в последнее время) выпуске по сто специалистов, учитывая очные и заочные отделения.
— Учить балету заочно? — недоумеваю я и получаю разъяснения, что заочники учатся как раз между сессиями, потому что все они работают по специальности. К тому же они поступали в академию, уже имея определенную подготовку в колледжах культуры, школах искусств, хореографических училищах, танцевальных коллективах. Там нет людей «с улицы». Вот в Стерлитамаке, где был открыт первый заочный филиал, ребята по окончании пяти лет обучения показали каждый по два одноактных балета.
Виктор Иванович сам всю жизнь тяготел к классическому танцу, это для него основа основ. Сейчас он в основном преподает искусство балетмейстера, мастерство хореографа, пройдя большую постановочную школу в театрах, армейском ансамбле песни и танца, когда служил в армии на Дальнем Востоке.
В Челябинске Панферов сорок три года. Начинал одновременно в академии (тогда институте) и театре оперы и балета. Потом от театра пришлось отказаться: слишком плотный рабочий день у артистов балета.
У профессора есть возможность сравнивать студентов, которых он начинал учить, с сегодняшними:
— Сейчас молодежь с одной стороны функциональнее, но — глаза, горение в них не изменилось. Иногда слышу: раньше студенты были лучше. Нет, это неправда! Они более целеустремленны, более целенаправленные, нынешние более заинтересованы в обретении профессии. Конечно, один прорастает быстрее, другой пробивается с трудом, медленнее и только курсе на четвертом начинает проявляться. А в искусстве понятие, кто лучше, кто хуже, весьма относительное.
— В нашей профессии, — продолжает Виктор Иванович, — как мало в какой другой важно трудиться. У нас на факультете шесть ансамблей танцев: народных, классических, современных… Шесть человек стали лауреатами «Молодых дарований России». Мы даем ежегодно премии за достижения в хореографии, это повышенная стипендия, есть возможность выехать за счет вуза за рубеж…
— Балетмейстер — профессия штучная, их сейчас в России просто перестали выпускать. Нужны особые условия, а их создать непросто, да и некому. А свою задачу я понимаю так: я учу ребят быть свободными, самое главное для меня — их творческая свобода. Одна великая актриса как-то сказала: «Выходя на сцену, я совершаю стриптиз своей души». Это не каждому дается легко. Но без этого нет профессии.
И еще я стараюсь идти не впереди студентов, а за ними. Мне не нужно, чтобы они тиражировали мои мысли, а учились мыслить сами. Я могу лишь слегка их корректировать.
P.S. Мы много говорим об уходящих традициях. О прерывающейся эстафете в творческих профессиях и тому подобном. И действительно, сохранить наработанное веками в меняющихся реалиях нелегко. Но ведь это делается. И потому планка не снижается…
Поделиться

