Цепочка памяти не прервется

3 ноября 2012 Автор: Моргулес Ирина Израилевна
Цепочка памяти не прервется

В связи с акцией международного фестиваля «Сталкер», которая проходит в эти дни в областном центре, появилась возможность взять интервью у кинокритика, редактора журнала «Кинопроцесс», организатора очень популярного в свое время фестиваля «Новое кино России» Вячеслава Шмырова.

Вячеслав Шмыров о Доме Тарковских в Москве и о кинофестивале в Челябинске


В связи с акцией международного фестиваля «Сталкер», которая проходит в эти дни в областном центре, появилась возможность взять интервью у кинокритика, редактора журнала «Кинопроцесс», организатора очень популярного в свое время фестиваля «Новое кино России» Вячеслава Шмырова.

 

Котлован в «Щипках»


Сейчас Вячеслав Шмыров занимается творческим наследием семьи Тарковских. Вот что он рассказывает о том, как это получилось.

— Я долгое время был уверен, что существует целый сонм докторов наук и других серьезных ученых, исследующих творчество Андрея Тарковского. Но так получилось, что пять лет назад киноцентр «Эльдар» пригласил меня делать вечер, посвященный пятидесятилетию Андрея Арсеньевича. А «круглая дата» — столетие — была у отца кинорежиссера — поэта Арсения Тарковского.


И я предложил посвятить этот вечер памяти двух Тарковских — отца и сына.


Получился блестящий вечер, который невозможно повторить, потому что многих из его участников, тех, кто знал и любил этих людей, дружил, работал с ними, уже нет с нами. И еще этот вечер позволил собрать вместе несколько кланов семьи Тарковских.


Маленький, на пятьсот мест, киноцентр «Эльдар» не мог не только вместить этих желающих, но и разместить удобно всех родственников этих двух крупнейших мастеров русской культуры.


И в это же время происходило важное событие в моей личной жизни: я получил ордер на квартиру. Можно было выбирать из нескольких вариантов. Среди адресов был Первый Щипковский переулок. Когда я попал в эту квартиру, был поражен, что окна ее выходят на большую яму, обнесенную забором, где было написано, что здесь будет Дом Тарковского. Вопрос, где жить, решился сам собой.


От родственников, с которыми я познакомился на вечере, узнал, что решение о создании Дома-музея Тарковского было принято в 1988 году, еще были живы Олег Янковский, Ролан Быков, Элем Климов и многие другие из соратников Андрея Тарковского. Все они ходили по райкомам КПСС и советским учреждениям, напоминали о планах создания музея, но дело не двигалось. Дом разрушался. В результате его попросту разобрали.


Возник план собрать подписи авторитетнейших деятелей культуры. Депутат Московской городской думы Евгений Бунимович с этим письмом и этими подписями отправился к Юрию Лужкову. Лужков дал очень хорошую резолюцию. Появилась надежда на то, что дело сдвигается с места.


Но в конце 2008 года грянул мировой кризис, а через год наступил кризис московский — уволили Лужкова.


Но к чести Собянина к 80-летию Андрея Тарковского произошло некоторое оживление. Только что состоялся тендер, который определил проектировщика, а мы с Мариной Арсеньевной, сестрой великого кинорежиссера, должны были составить список, как говорят архитекторы, «хотелок». Понятно, что музей такого рода без кинозала не нужен. Если восстанавливать Дом Тарковских таким, каким он был, это будет музей советского коммунального быта, не больше…


В итоге проект был расширен, сегодня это 2000 квадратных метров с воссозданием природной зоны. Буквальной реставрации дома не будет. Решили создать многоярусный центр, где можно совмещать разные пласты Дом Тарковских, музыкальный салон, литературный салон, залы для постоянных и сменных экспозиций.


Но пока там яма, в которую великий аниматор Юрий Борисович Норштейн лично вложил свои десять тысяч иен, полученных в качестве японской премии. Они были вложены в бетон, который сейчас будут убирать, поскольку планы изменились.

 

О праве народа на искусство


Вячеслав Юрьевич Шмыров, челябинец, немало сделавший для сближения киноискусства и своих земляков (например, ставший уже легендарным фестиваль «Новое кино России»), рассказывает о предложениях, с которыми он готов обратиться к представителям городской власти.


— Акция международного кинофестиваля «Сталкер», которая дошла сейчас до Челябинска, проходит по всей стране. Это такая форма продвижения лучших наших картин, и игровых, и документальных. Ракурс правозащитный. Поскольку под правозащитную тематику попадает многое, в том числе и даже право на киноискусство. Я здесь представляю фильм «Дом» режиссера Олега Погодина, очень высоко отмеченный многими кинематографистами, например, Андреем Кончаловским. Будет представлена картина Александра Прошкина «Вступление» по Фридриху Горенштейну, одному из соавторов «Соляриса». Это очень достойная работа.


Но одна из главных моих целей пребывания в Челябинске — предполагаемая встреча с руководителем управления культуры города Виктором Ереклинцевым. Речь пойдет о возможности появления кинофестиваля, который может возникнуть на обломках когда-то очень популярного и у челябинцев, и у кинематографистов страны фестиваля «Новое кино России», связанного с именем Леонида Оболенского.


Очень важно определиться: каким хотелось бы видеть новый фестиваль. Необходима идея, желательно, чтобы было понятно, почему встречи будут проходить именно в Челябинске, а не где-то в другом месте.


Недавно я был в Красноярском крае, там прошли детские и юношеские годы Марины Ладыниной. Для ее земляков этот культурный миф стал очень значимым. Там идею возникшего фестиваля посвятили женским образам в кино. Но она стала обрастать новыми фактами. Выяснилось, например, что по соседству родина режиссера Виктора Трегубовича…

А еще у них Шушенское, где проходят ежегодные фестивали авторской песни, по традиции заканчивающиеся просмотром фильма «Хозяин тайги», потому что этот фильм там снимали… То есть возникают какие-то свои традиции.


В Челябинске достаточно своих сюжетов, связанных с Леонидом Оболенским, Сергеем Герасимовым и многими другими кинематографистами. Все это дает нишу для каких-то размышлений, концепций, решений…


Вчера во второй половине дня встреча должна была состояться. О результатах мы намерены сообщить читателям «Южноуральской панорамы». Акция международного фестиваля «Сталкер» продолжается.

Ирина Моргулес,
фото Вячеслава Шишкоедова

Поделиться

09.11.2025 | 17:15
Какова цена признания гениального живописца

Сегодня полотна знаменитого нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога, ушедшего из жизни в нищете и безумии 135 лет назад, входят в список самых дорогих картин в мире. Некоторые из них были проданы за 100 миллионов долларов и даже больше.

09.11.2025 | 12:34
Код «Синегорья». На Южном Урале прошел фестиваль национальных культур

Потрясающим гала-концертом в День народного единства в Челябинске завершился XV Международный фестиваль национальных культур «Синегорье». Более двадцати концертов за пять фестивальных дней провели артисты.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты