Бизнес-леди восемнадцатого века
Есть пьесы (их не так уж много), которые с тех пор как были созданы, не сходили с афиш по всему театральному миру. Сменяются одни за другими государственные системы, экономические взаимоотношения...
Есть пьесы (их не так уж много), которые с тех пор как были созданы, не сходили с афиш по всему театральному миру. Сменяются одни за другими государственные системы, экономические взаимоотношения, костюмы и тому подобное, но пьесы эти по-прежнему привлекают людей в театры.
Среди таких драматургических шедевров — комедия великого венецианца Карло Гольдони. Литературное наследие его составляет 276 пьес, из которых — 155 комедий, наиболее яркой пьесой для всех времен и народов стала «Трактирщица», она же — «Хозяйка гостиницы». Очередная премьера пьесы состоялась в нашем академическом театре драмы пятого июня.
Очередная — потому что не впервые в этом театре поставлена «Хозяйка гостиницы». Ставили ее и в двадцатых, и в тридцатых годах. В нашем театре, вообще, любят итальянцев и ставят их пьесы постоянно – от Карло Гоцци до Тонино Гуэрры, не говоря уже о любимейшем Эдуардо де Филиппо.
И вот возвращение через многие десятилетия к «Хозяйке гостиницы», пьесе, где есть простор для режиссерского перекраивания полотна, сотканного драматургом, вышивания по нему ярких актерских узоров. Недаром Мирандолину играли разноплановые актрисы — от трагедийной Сары Бернар до яркокомедийной Натальи Гундаревой, а роль кавалера Рипафратта Константин Станиславский исполнял аж в двух постановках «Трактирщицы».
Мне довелось увидеть где-то в конце пятидесятых годах спектакль, где Мирандолину играла прекрасная московская актриса Ольга Викландт — это было тончайшее бисероплетение.
Но вернемся к нынешней премьере. «Хозяйку гостиницы» поставил Олег Плаксин, которого зрители помнят как артиста нашего театра драмы, уже попробовавшего себя в качестве режиссера, поставившего «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева.
Каждый постановщик спектакля, беря пьесу, многократно до него поставленную, вынужден либо выбирать уже проторенную дорогу, либо отмести в сторону замыслы предшественников и создать нечто совершенно новое. Похоже, Олег Плаксин выбрал второй путь, хотя ручаться нельзя – слишком много проб и ошибок, как, впрочем, и побед, насчитывает история постановок комедии, которой в нынешнем — 2013 году исполнилось 260 лет с момента появления на сцене.
Возможно, кто-то уже ставил «Хозяйку гостиницы» как драму женщины, сумевшей влюбить в себя строптивого мужчину, самой влюбиться в него, но вынужденной отказаться от любви, поскольку на ней хозяйство, по-нынешнему — бизнес.
Подзаголовок поэтому дан «Жестокая комедия». Ритм задан неспешнй, действие порой замедляется настолько, что становится стоячим, подобно воде в венецианских каналах.
Оживляется его ход лишь ближе к финалу, когда после всех лирических и психолоческих наслоений надо все же возвращаться к тому, что написано автором. То есть к искрометным диалогам, бурным проявлениям чувств — к привычному для всех, кто любит комедию по-итальянски.
Перемудрили все же, как мне кажется, создатели спектакля с лирическими и драматическими нотами. Не только о режиссере здесь речь, хотя артисты порой вольно или невольно оборачивают замысел в его противоположность и — на пользу спектаклю.
Например, возводить переживания маркиза Форлипополи на высоты, сравнимые с историей шинели Акакия Акакиевича Башмачкина — явный перебор. Но Михаил Гребень делает это так артистично, что все становится чуть ли не оправданным.
Хороши костюмы, кроме красного платья Мирандолины, больше подходящего бы для какой?нибудь из актрис: Ортензии или Деяниры. Красивы, но очень статичны декорации (художник Наталья Кириллова), радует работа художника по свету Александра Скрыпника. Хороши танцы в постановке Марии Грейф.
Так или иначе, но на афише появилась комедия, жанр, очень любимый зрителями. Причем, комедия качественная, не какая-то однодневка. Спектакль «разыграется» и будет привлекать зрителей в театр.
Шестого июня в нашей газете были опубликованы данные опроса «Как часто россияне ходят в театр?». Цифры таковы: 1 % — несколько раз в месяц, 11 % — несколько раз в год, 8 % — один раз в год, 15 % — раз в два, три года, 45 % — практически не посещают, 19 % — никогда не был в театре, 1 % — затрудняюсь ответить.
Вот так.
фото Вячеслава Шишкоедова
Поделиться

