Ступени, ведущие в прошлое и будущее

29 июня 2013 Автор: Моргулес Ирина Израилевна
Ступени, ведущие в прошлое и будущее

Что праздновать в нынешнем 2013-м? Этот вопрос встал пред сотрудниками и активом Челябинского государственного краеведческого музея. На весах времени серьезный отрезок истории — десять лет.

Три юбилея в «одном флаконе»


Что праздновать в нынешнем 2013-м? Этот вопрос встал пред сотрудниками и активом Челябинского государственного краеведческого музея. На весах времени серьезный отрезок истории — десять лет.


То есть отмечать девяностолетие, ведя начало с 1 июля 1923 года, или отметить более весомую и круглую дату — 18 сентября 1913 года, то есть столетие, тем более, что основания для этого есть.


История в нашей стране, как часто говорят, действительно непредсказуема, даже если дело касается тех, кто ее профессионально фиксирует. Официально краеведческий музей был учрежден в 1923 году, хотя краеведением в Челябинске занимались давно и весьма серьезно — на научном уровне. История явно непрерывная, даже возглавлял музей в течение сорока лет один и тот же человек — Иван Горохов. Но за десять лет так много всего произошло в истории страны, что это не могло не сказаться на истории музея.


Сейчас в разных источниках можно встретить разные даты, от которых надо вести историю музея. Разумеется, официальный отсчет ведется с утвержденной соответствующими документами даты — 1 июля 1923 года. Но вычеркивать из памяти славное досоветское десятилетие сотрудники нынешнего здания, расположенного на улице Труда, 100, не намерены.

 

Новое имя музея


— Да, конечно, хотелось бы отметить столетие, — говорит директор музея Владимир Богдановский. — С уважением относимся к исследованиям историков Николая Антипина и Владимира Боже, но к дате официальной давно все привыкли. Что же касается дня, в который мы соберем работников музея, его многочисленный научный актив, друзей, постоянных посетителей наших выставок и встреч, то это будет 5 июля. У нас есть кого награждать, коллектив работает много, разнообразно и интересно. А вообще, юбилейные мероприятия мы спланировали так, чтобы они были распределены по всему году, их достаточно много… Главную юбилейную выставку «Хранители времени» мы уже открыли, а впереди — новые экспозиции…


— Владимир Иванович, а из столетней или девяностолетней истории краеведческого музея сколько лет возглавляете его вы?

— С конца 2004 года. Девять лет уже.


— За этим вашим ответом кроется «тайна» третьего юбилея. Завтра, 30 июня исполнится шестьдесят лет вам, с чем «Южноуральская панорама» рада вас поздравить, пожелать дальнейших успехов. Девять музейных лет — нелегкие годы вашей жизни…


— Пожалуй, так. Особенно трудными были 2004—2005 годы, когда помещение на проспекте Ленина пришло в полную негодность, хотя уже немало сил было вложено в его приведение из бывшей запущенной конторы в залы, пригодные для выставочной деятельности. И одновременно шла подготовка к открытию нового здания, что представило нам такие возможности и потребовало такого объема новых знаний и умений, что, казалось, весь предыдущий опыт — лишь начальные ступеньки к тому, чем предстоит овладеть.

— Вы научились делать выставки…


— Время идет. Другое помещение, другие примеры для подражания, другие возможности. Ведь еще совсем недавно многие из наших сотрудников никогда не видели зарубежных музеев. Люди, которые занимались экспозициями, в лучшем случае выезжали на семинары в Москву и Санкт-Петербург. Там прекрасные музеи, но разнообразие знаний и впечатлений нужно обновлять постоянно.


И вот мы стали выезжать за рубеж со своими выставками, например, во Францию с нашей экспозицией предметов советского быта второй половины XX века, стали приезжать к нам очень интересные выставки из-за рубежа и, что любопытно, лучшие музеи нашей страны стали гостить у нас со своими просто драгоценными коллекциями. А их сопровождают такие мастера музейных дел, что поработать хотя бы немного с ними — уже бесценная школа.


— Ну, ваши выставочные площади теперь одни из самых привлекательных в стране, поэтому во многом и везут к нам лучшее из своих собраний.

— И еще потому, что знают: рядом с ними будут работать высококвалифицированные челябинские музейщики. А поначалу, когда готовились к работе в новом здании, после почти двадцатилетнего перерыва выставочной деятельности из-за отсутствия помещений, пришлось обращаться за помощью, за советами к людям, авторитетным в краеведении, и подбирать по человеку тех, кто способен давать грамотные консультации.


— Но ведь в городе краеведением занимались давно, о чем свидетельствует хотя бы столетняя история музея… Были Бирюковские чтения, Географическое общество, кафедры в нескольких вузах, Центр по сохранению исторического наследия…

— Книжки выходили.

— В том числе и те, к выпуску которых приложили руки вы еще задолго до того, как пришли в музей.

— И стало ясно, что музей почему-то закрыт для тех, кто занят краеведением в самых различных аспектах. Кто-то считал нас дилетантами, не имеющими соответствующего образования, кто-то с ревностью относился, как к соперникам в деле, которому многие из них посвятили жизнь

— Считали, что вам в руки свалилось богатство, а вы не знаете, что с ним делать.


— Тем более, что у нас многое просто не получалось. Стало ясно: барьер между людьми, занимающимися одним делом, надо ломать. И я пошел к археологам, к тому же профессору Сергею Боталову, к тому же Владимиру Боже, с которым и раньше прекрасно работали вместе, к писателю Кириллу Шишову… Потом объединились с сотрудниками музея. И все вместе стали искать формы работы, в которых музей стал бы интерактивным, не просто ждал в тихих залах посетителей, но шел бы навстречу к ним. Вот от этого — детский отдел, площадка на крыше…


— И мой любимый «Фотофест»…

 

Тропинки поиска


— Конечно, коллектив делает все возможное, чтобы музей развивался, чтобы количество посетителей росло, выставки и мероприятия, которые мы проводим, были интереснее. Но без поддержки властей не обойтись. Об ошибках, допущенных при строительстве фундамента музейного здания, не принято говорить. Но это факт. И губернатор Михаил Юревич принял решение выделить 30 миллионов на укрепление фундамента. Это реальная, очень серьезная поддержка. Без этого музей очень скоро прекратил бы свою работу…


Кстати, самые дорогие подарки, по стоимости и исторической значимости, мы получили от губернатора. Это серебряный сервиз XIX века, который стал украшением небольшой экспозиции в Романовском зале. Осколок метеорита, который губернатор передал музею практически через день, и мы сделали выставку, на которую пришло очень много людей. Сад камней. Не было ни денег, ни транспорта, чтобы вывезти огромные минералы. Между прочим, обратились попутно к Вадиму Евдокимову. Техника была предоставлена безвозмездно на общественных началах. Он занимался транспортом для музея. Мы не афишируем, но таких примеров участия губернатора и его помощников, министра культуры много.

— Интересно получается: чем бы ни занимались вы в жизни (а круг ваших профессиональных интересов широк и разнообразен), все так или иначе вело вас в музей. Прежде всего вас узнали как фотографа, причем пейзажиста…


— Я вырос в красивейших местах, Карталах. Да и вообще — жить на Урале с его разнообразием ландшафтов и не попытаться увидеть это великолепие, запечатлеть его?

— Один из первых ваших фотоальбомов так и назывался — «Ландшафты Южного Урала». Позже круг ваших интересов в фотографии расширился, но от этого своего увлечения вы уже не отходили.


— Дальше было создание фотообъединения «Каменный пояс». Для того, чтобы у него появилось свое помещение, пришлось вывезти тонны зловонного льда из, казалось бы, совершенно непригодного к использованию подвала…


— А «Каменный пояс» — это и выставочная деятельность, и организационная, позволившая сплотить вокруг объединения профессионалов фото и любителей, а главное — книгоиздательское дело…


— Да, среди книг, выпущенных «Каменным поясом», есть такие, которыми можем по праву гордиться не только мы, но и вся Россия. Я имею в виду не только ряд фотоальбомов, но прежде всего пятитомник «Челябинская область в фотографиях», три первых тома были признаны лучшими в главной номинации «Книга года» на XVI международной московской книжной ярмарке. Но потом был успех на Всемирной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне.


Над этими изданиями работал большой коллектив увлеченных профессионалов, так что я могу об этом говорить с гордостью и благодарностью.

— Ну и, конечно, огромное дело — издание энциклопедий «Челябинск» и семитомной «Челябинская область», аналога которым поискать на просторах страны. И вот все ваши пристрастия: фотография, краеведение, издательская и выставочная деятельность нашли себе применение в руководстве государственным краеведческим музеем Это то, чего вам хотелось?

— Мне интересно жить.


Владимир Богдановский, "Праздник урожая", Франция, 2010 год

 

Поделиться

04.11.2025 | 17:49
В Челябинске открылась выставка гостя из Башкирии

Выставочный зал Челябинского регионального отделения Союза художников России создан для того, чтобы в нем могли делиться своим творчеством местные живописцы, графики, скульпторы и прикладники. Но иногда здесь случаются гастрольные визиты.

03.11.2025 | 16:01
Добрый ангел. В Челябинске прозвучала русская литургия

Народный артист России Евгений Князев выступил в Челябинске вместе с Магнитогорской хоровой капеллой им. С.Г. Эйдинова.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты