Виктория Мещанинова о сцене и жизни
Сегодняшнее интервью формально вызвано юбилеем заслуженного деятеля искусств России, уже четверть века возглавляющей Челябинский государственный Камерный театр.
Сегодняшнее интервью формально вызвано юбилеем заслуженного деятеля искусств России, уже четверть века возглавляющей Челябинский государственный Камерный театр. Но — только формально, потому что мы с Викторией Николаевной с самого начала разговора ушли от «этапов большого пути» юбиляра, хотя и путь этот достоин нашего с вами внимания, и этапы его…
Труппа должна быть шлюхой
Но Мещанинова, совсем недавно выпустившая премьеру, еще вся была в ней — в «Коварстве и любви» Фридриха Шиллера:
— Это третье поколение артистов Камерного, это их театр. Так получилось, что их путь в театре, в профессии как то сформулировались именно в этом спектакле.
— В свое время Георгий Александрович Товстоногов, портрет которого стоит на вашем столе, говорил, что режиссер успевает вырастить только одно поколение артистов — на порядок младше его самого.
— Если бы Георгий Александрович вел актерские курсы, думаю, что история поколений в его театре сложилась бы по-другому. Но он вел курсы режиссерские… Театр, который он создал, с его уходом в общем то закончился. Он не сетовал, не комплексовал по поводу, что будет после него. Мы как то говорили с ним о наследниках его дела, и он сказал, что в театре наследников быть не может: «Почему я должен заботиться о том, что будет после меня, я свое дело сделал». Пусть это жестко, цинично, но по большому счету он прав, в театре свое дерево он посадил. Пусть придут другие и делают свое дело.
Только не всегда это получается. Когда руководитель вместе с театром долгое время, возникает целая эпоха. И после его ухода никакой гарантии, что театр сохранится таким, каким его знали и любили.
— Чаще всего бывает, что выигрывает не тот театр, который переходит в руки «наследника по прямой»: ученика, адепта, а кого то совсем другого, который сметает то, что было завоевано до него и строит свой театр, порой противоположный по творческим принципам тому, что было…
— Я училась в Ленинграде, и каждый раз, когда приезжала туда, конечно же шла в Большой драматический театр. И уже после смерти Георгия Александровича я позволила себе на одном из спектаклей в антракте уйти (а, как правило, себе этого не позволяю), но сказала себе, что больше в этот театр не пойду. Пусть он остается легендой, счастливым воспоминанием, но на это пепелище смотреть я не хочу.
В этом отношении в Камерном театре для меня есть легкая, но все же защита: хочется думать, что я как то сразу была настроена на то, что не всегда свойственно художественным руководителям театров — приглашать людей, которые проповедуют другой театр, не такой, какой они сами создают или даже уже создали. Людей, которые творчески интересны.
И повторю выражение, которое многих шокирует: труппа должна быть шлюхой в том смысле, что она должна уметь работать в разными театральными системами. С разными людьми…
— И получать от этого удовольствие?
— Труппа должна не в домашних тепличных условиях выращиваться, а уметь вступать в диалоги и понимать какой то другой язык. А диалоги эти развивают, потому что каждая индивидуальность это свой мир. Поэтому в Камерном театре спектакли разные, порой полярные.
— По-моему, полярные в Камерном не только спектакли, поставленные разными режиссерами, но и поставленные вами лично… В прошлом сезоне вы показали нам «Ромео и Жанетту» Жана Ануя, в нынешнем «Коварство и любовь» Шиллера. Вроде бы тема та же самая — любовь, а эстетика совершенно другая.
— Когда упрекают в том, что повторяемая, я отвечаю, что индивидуальность никуда не денешь. Писатель всю жизнь пишет, по сути, одну книгу…
— О себе любимом.
— Откройте любую книгу Льва Толстого, вы сразу поймете, что это Толстой, даже если на обложке фамилии писателя не будет. Так и режиссер практически ставит один и тот же спектакль, просто есть такие понятия как взросление, возраст, движение. А это каждый раз другой опыт, другой взгляд, коррекция. Так что я сегодня и я в тридцать лет назад — это…
— Тридцать лет назад я помню вас разрушительницей традиций психологического театра, провозглашающей яркую театральность, зрелищность как обязательную примету современного театра.
— Вы подметили все правильно. Я думаю, что это с одной стороны, конечно, индивидуальность, моя энергетика… Я по молодости чрезмерно, даже тотально насыщала этим свои спектакли, я не давала передышки актерам, они должны были двигаться в рамках предлагаемых обстоятельств.
Сейчас я понимаю, что это не бунтарство, просто меня всю жизнь ругали за форму, упрекали в том, что у меня много формы. Но и мои дорогие учителя заложили в меня понимание, что форма в нашем деле и есть содержание. Долгие годы отдавая предпочтение только одному типу театра, мы обеднили себя.
У меня в понимании театра сформулирована для себя такая триада — это игра, религия — это зрелище, а Бог театра — это смысл. И если есть игра, есть зрелище и есть смысл, то это искомое в любом спектакле. В театре это не всегда получается, но таково мое понимание.
Нехватка кислорода
— Мы начали с поколений и подходим к «Коварству и любви». Для традиционного распределения ролей в этой пьесе Камерный театр располагает артистами подходящего возраста, опыта, амплуа. Мы не всегда понимаем, что нами двигает, я в последний момент резко развернулась в другую сторону. Как? Ну объясню на примере такого персонажа, как мать Луизы. У Шиллера это чисто функциональный персонаж, о котором он к концу пьесу просто забыл.
У меня эту роль играет красивая молодая актриса, для меня это принципиально. Все укладывается в ее личную трагедию. У нее возникает шанс благодаря любви ее дочери и сына высокопоставленного чиновника подняться вверх по статусной лестнице и, возможно, избавиться от бедности. Ей самой в юности это не удалось, так хоть с помощью дочери…
За дочерью ухаживает парень из элиты — властной, финансовой… И она, мать, может войти в эту элиту и вытащить за собой мужа и саму дочь…
— Можно понять, почему сейчас «Коварство и любовь» стало модной пьесой, ее много ставят…
— Она не в моду входит. У меня лично эта пьеса появилась в планах уже в третий раз. Но я, видимо, была в те два раза неготова. Не соединились воедино автор, труппа и зритель.
Шиллер всегда возникает, когда мы чувствуем в воздухе нехватку кислорода. И тогда Шиллер — это повод говорить о жизни сегодняшней, потому что для него достоинство человеческое всегда было значимой величиной. Он понимал, что такое внутренняя свобода человека, и ценил это. У него мы найдем наши страхи, цинизм сильных мира сего.
— Поэтому о наших сегодняшних проблемах говорит немецкий романтик в пьесе, написанной в 1784 году…
— Пространство сегодня вне романтики, и в нем нет места любви. Печально. Но факт.
— Ваш интерес к современной пьесе всегда был велик, им Камерный театр всегда отличался. «Коварство и любовь» — классика. Это не свидетельство каких -то перемен в ваших творческих интересах?
— Новая драма — вопрос сегодняшнего и завтрашнего дней. И сегодня она представлена в основном молодым поколением. И мне представляется, что работать с этой драматургией должны молодые режиссеры с их молодой театральной энергией. Они точнее, смелее. У нас, тех, кто постарше, сложилось свое представление о жизни. И надо понимать, что каждое время рождает своих героев. И это время в большей мере их — тех, кто живет в другом пространстве.
Я не чувствую себя здесь чужой, хотя понимаю, что нам надо учиться жить в этом пространстве. Театр — это энергия, и пока она у тебя есть, она должна работать.
Не буду озвучивать подробности, но два года назад у меня были обстоятельства, которые привели к внутреннему кризису, было ощущение, что вот та самая энергия ушла.
Мы все вообще то люди глубоко одинокие, и сегодня время отчуждения — такое, и профессия режиссера предполагает одиночество…
Но каким то случайным образом в трудные моменты моей жизни кто то оказывался добрым ко мне и говорил нужные слова.
И тут нашлись люди, которые сказали, что нельзя саму себя приговаривать. Только дело может что то доказать. Иди и делай спектакль. И я поставила «Ромео и Жанетту». К этому спектаклю можно как угодно относиться, но это не мертвая работа.
И парадоксальным образом в тяжелые минуты я очень легко работаю.

Сцена из недавней премьеры спектакля "Коварство и любовь"
Поделиться

