Министр культуры Алексей Бетехтин о Стратегии развития Челябинской области
Прежде, чем начать разговор о Стратегии развития до 2020 года, мы с министром культуры областного правительства Алексеем Бетехтиным отметили для себя те положительные тенденции, что можно наблюдать в культурной жизни области за последние годы.
Прежде, чем начать разговор о Стратегии развития до 2020 года, мы с министром культуры областного правительства Алексеем Бетехтиным отметили для себя те положительные тенденции, что можно наблюдать в культурной жизни области за последние годы.
А это и увеличившаяся заполняемость театральных залов, и большой спрос на музыкальные спектакли, особенно мастеров искусств. Огромный конкурс в музыкальные школы, область готовит для себя нужное количество специалистов в области культуры и со средним, и с высшим образованием. Библиотеки оснащены современной техникой, объединены в единую систему…
Не пустые слова
— При таком состоянии дел какой новый импульс привнесет Стратегия развития?
— Стратегия дает нам понимание того, к чему мы идем, чего мы должны достичь. Иначе, как хорошо мы сейчас бы ни шли, либо зайдем в тупик, либо будем долго топтаться на месте в поиске ориентиров, думая, что идем.
Мне очень импонирует, что губернатор обозначил цель — человек, его благосостояние, воспитание, образование, продолжительность жизни, то есть улучшение всех параметров…
Сегодня мы провели мониторинг и теперь знаем, чего и сколько сфере культуры требуется. Стратегия у нас есть, теперь нужна тактика: определить, чем заняться в первую очередь, что на грядущий год планируем… Просчитываем и имеем четкое представление, сколько конкретно денег нам необходимо для осуществления наших планов.
— Ну просчитали… А где деньги-то взять?
— Да где обычно берем — из бюджета. Но иначе мы не выполним необходимого. Вот мы с вами перед началом интервью вспоминали времена, когда у многих денег на хлеб не было, и театральные, концертные залы было трудно заполнить. То, что сейчас положение иное, объяснили улучшением жизненного уровня людей. Но я вспомнил, что недавно по радио услышал передачу, в которой говорилось о том, что падает спрос на ювелирные изделия. Менеджер объяснял это ухудшением материального положения населения: «Люди тратят деньги не на золотые изделия, а на хлеб».
И у меня появилась надежда, что культура все-таки не менее важна, чем хлеб, ведь спада спроса на культуру мы пока не наблюдали: в театры идут, в музыкальные школы детей отдают, ну и так далее. Люди понимают: без культуры мы будем быдлом.
Есть спрос, мы должны обеспечить предложение.
Благодаря Стратегии куда мы должны двигаться и куда прийти к двадцатому году. И под это легко выстраивать тактику. И именно это представить правительству, доказательно настаивая на необходимости утвердить наши планы.
— А они могут сказать в ответ: «Нет денег».
— Но мы почувствовали уже другое отношение к нашим делам. И это не только потому, что нынешний год объявлен Годом культуры. Такого внимания к себе, как на коллегии министерства культуры, которая впервые прошла с участием исполняющего обязанности губернатора, мы еще не испытывали. Прослушав все доклады, Борис Александрович сказал, что хотелось бы видеть итоги работы министерства не только в количестве посещаемости театров и так далее, но в том, что приносит в общество культура: моральные ценности, например.
И это не слова. Одно время я работал в Сочи. Там, в портовом, курортном городе уже давно остро стояла проблема наркомании, особенно среди молодежи. Проводились исследования, которые показали, что учившиеся в музыкальных школах и школах искусств меньше других были подвержены наркомании и даже после окончания учебы оставались равнодушными к наркотикам. А в обычных учебных заведениях опасность эта увеличивалась.
Наверстать упущенное
— В одном из интервью вы сказали, что у культуры нет сиюминутного результата, он отсрочен во времени…
— Для нашей отрасли за шесть лет можно немалого достичь, конечно, в повседневной работе (а это клубы, библиотеки, кружки) ее результаты станут заметны через десять-пятнадцать лет, когда вырастет нынешняя молодежь в возрасте семнадцати-двадцати лет станут ясны ее интересы, занятость. И можно будет сравнить, какими были сегодняшние семнадцатилетние-двадцатилетние с теми, в которые будут вложены наши нынешние труды.
Та молодежь, которая росла в девяностые годы — наше запущенное поколение, на которое у общества и родителей не хватало ни денег, ни сил на воспитание и дополнительное образование, сейчас старается дать своим детям то, чего были лишены они сами в детстве.
Поэтому у нас переполнены залы на детских спектаклях, очереди в музыкальные и художественные школы и кружки. И государство должно идти навстречу этому стремлению общества.
Любопытные исследования проводились в советское время, из которых выяснилось, какая часть общества наиболее активна в посещении спектаклей, концертов, выставок. Оказалось, отставные военные. Это люди, служившие в дальних гарнизонах, не имевшие возможности быть зрителями, слушателями в годы, когда были курсантами военных училищ, потом мотались по разным местам, куда направят…
И вот, выйдя в отставку, осев в городах, где есть театры, филармонии, выставочные залы, они стали наверстывать упущенное. Причем не одни, а со своими детьми. Если мы не ответим на подобный этот родительский спрос, возникший и в наше время, мы потеряем для культуры, а следовательно и для воспитания еще одно поколение. В тридцатых годах мы посмотрим, каковы результаты наших сегодняшних усилий и работы ближайших лет.
— Это не напоминает пятилетки советских годов?
— Может быть, и напоминает. Но я — за плановость. Бежать, ориентируясь на очередную яркую приманку, мне и сотрудникам нашего министерства некомфортно. Нам важно видеть цель и работать, чтобы достичь ее.
Нам интереснее иметь дело с проектами, у которых есть начало и конец, для которого собрана конкретная команда для исполнения именно этого проекта. У него есть определенные цели и задачи, мы должны достичь их к концу проекта. Есть определенный бюджет. Есть временные отрезки. Прошли определенный этап, подытожили, посмотрели на результаты, двинулись дальше.
— То, что Стратегия развития Челябинской области была переосмыслена и перезапущена именно в Год культуры, конечно же, совпадение, но знаменательное…
— Я был в Москве на заседании оргкомитета по проведению Года культуры. На нем были собраны министры культуры регионов, деятели искусства. Многие из выступивших говорили о том, что культура нам нужна, потому что без культуры мы никто… Что нам — работникам культуры — говорить о ее значении? Все равно что пчелам о меде. Это мы сами знаем.
Мне понравились выступления Никиты Михалкова и Станислава Говорухина, которые спросили: «А почему Год культуры? А что, раньше культуры не было? А после этого года не будет? Если уж мы объявили Год культуры, то давайте используем его не для того только, чтобы напеться-наплясаться, в театры походить, а чтобы понять проблемы, которые стоят перед нами. Надо понять проблематику, которая существует, потом понять, как эти проблемы решить, разработать план лет на двадцать…»
Узнаете? Есть перекличка с тем, что предложено нам Борисом Александровичем Дубровским.
фото Вячеслава Шишкоедова
Читайте также:
Поделиться

