Премьера, которая не состоялась
Изначально предполагалось, что это будет спектакль очень высокого уровня, где все должно соответствовать замыслам постановщиков: балет, музыка, декорации, костюмы.
Изначально предполагалось, что это будет спектакль очень высокого уровня, где все должно соответствовать замыслам постановщиков: балет, музыка, декорации, костюмы.
Намеченная премьера спектакля «Золотой век Русского императорского балета» в Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени Глинки отодвигается на десять дней и состоится 23 декабря.
Художественный руководитель театра
Денис Северинов так прокомментировал эту ситуацию:
— Приехавшего из Москвы накануне обещанной премьеры художника-постановщика, начальника службы художников Большого театра Альону Пикалову не удовлетворило качество декораций. Альона объяснила, что не принимает довода «объективные причины»: декорации должны быть точно такими, какие были во время представлений в императорских театрах. А скидки на провинциальность необоснованны: спектакль должен ставиться одинаково, как в Челябинске, так и в Москве и Париже.
Художественный совет согласился с требованиями художника-постановщика и принял непростое решение.
Денис Северинов не скрывает, что создатели рассчитывают на широкий резонанс, международный интерес к спектаклю. Не случайно импресарио Гвидо Риччи уже приехал в Челябинск отсмотреть не без дальнего прицела «императорские балеты». Поэтому общее мнение было единогласным: поддержать заявленный высокий уровень, безупречность в исполнении всех замыслов создателей спектакля. Без этого невозможен разговор о конкурентоспособности, перспективе продвижения на международном уровне.
На вопрос, трудным ли было принятое решение, художественный руководитель балетной труппы Константин Уральский ответил:
— Да, это было очень непросто. На спектакль потрачено слишком много сил и времени. И тем не менее я согласен: премьеру необходимо отложить. Такое бывает во всех театрах, даже в Большом. Когда я пришел в челябинскую труппу, то обозначил одну из своих главных задач — поднять планку не только исполнительского мастерства артистов, но и всех элементов, связанных со спектаклем. Искусство балета включает не только движение, но и музыку, костюмы, декорации, свет и многое другое. Наш театр носит звание академического, и, считаю, спектакли должны соответствовать такому статусу. Именно поэтому я и задумал сделать вечер настоящего классического балета. И очень рад, что мое предложение о сотрудничестве приняли мастера, владеющие искусством на очень высоком уровне: хореограф Юрий Петрович Бурлака, художники Альона Пикалова, Елена Зайцева — ведущие специалисты Большого театра. Я вижу, что спектакль получился, наблюдаю рост наших артистов, блестящую работу оркестра под управлением главного дирижера-постановщика Антона Гришанина.
То, что художники не приняли декорации, правильно. В какой-то мере это урок всем нам: нельзя допускать небрежностей, пренебрегать мелкими деталями, неточностями в выборе цвета. Если мы стремимся к высокому уровню, он должен быть во всем. Сейчас в цехе идет очень напряженная работа, и на премьере все будет так, как задумано. Зритель ни в чем не виноват, он должен получить обещанное качественное зрелище.
Что касается самого спектакля, то Константин Уральский удовлетворен. Он тепло поблагодарил на пресс-конференции присутствовавшего технолога по изготовлению костюмов Елену Нецветаеву-Долгалеву — ведь только одних пачек, непростых, отличающихся от современных, под руководством Елены сделано шестьдесят три штуки. Все костюмы выполнены строго по рисункам знаменитого Льва Бакста и известного императорского художника по костюмам Евгения Пономарева.
Константин Уральский выразил благодарность педагогам-репетиторам, вложившим в подготовку двух составов немало труда и мастерства, — Галине Михайловне Борейко, Ирине Джамильевне Сараметовой, Сергею Ивановичу Чадову, а также преподавателю классического танца Московской академии хореографии Юрию Васюченко, который специально приезжал из Москвы, чтобы поработать с артистами.
Заслуженный артист России Юрий Петрович Бурлака, художественный руководитель балетной труппы Большого театра, высказывает по поводу несостоявшейся премьеры свое мнение:
— Я еще раз хочу сказать, что был очень рад принять предложение — поставить «Императорские балеты» на челябинской сцене. Меня увлекает старинная хореография, поиски утраченного. И я счастлив, когда через полтора года поисков могу восстановить пятнадцатиминутный фрагмент забытого балета. Это сегодня, в век видео- и телекамер, все остается потомкам, историкам танца. Я же отыскиваю золотые крупицы по дневникам, воспоминаниям, редким кадрам кинохроники, фотографиям. Тем дороже полученный результат и сознание, что восстановленная хореография — бесценна. И я очень рад, что челябинские зрители получают возможность познакомиться с утраченным искусством, которое прекрасно без скидок на время. Эти балеты действительно очень хороши.
Я совершенно согласен с решением художественного совета отодвинуть премьеру, потому что спектакль — это не только хореография, как бы мастерски она ни была сделана, не отдельное оформление, а совокупность всех слагаемых, создающих единое целое, высокий художественный уровень всех составляющих.
Мне хорошо работалось с Константином Уральским, педагогами-репетиторами, я удовлетворен результатами. Труппа существенно прибавила начиная с момента нашего знакомства, артисты понимают и принимают предложенную концепцию — высокого уровня.
Честно говоря, остаться на десять дней в Челябинске для меня непросто: я очень занят в Большом театре, мое время на вес золота. Но… принятое решение абсолютно оправданно.
Поделиться