Наталья Заварзина: Пусть будут сюрпризы
Когда в Челябинске проходил Международный фестиваль камерной музыки «Вена—Зальцбург—Челябинск», на него приехал известный европейский скрипач Луц Лесковиц, директор Мраморного зала в замке Мирабель Зальцбурга
Когда в Челябинске проходил Международный фестиваль камерной музыки «Вена—Зальцбург—Челябинск», на него приехал известный европейский скрипач Луц Лесковиц, директор Мраморного зала в замке Мирабель Зальцбурга.
Луц побывал и в Челябинском оперном театре. Отзываясь о спектакле, он назвал Наталью Заварзину замечательной, отметив, что у нее «редкий по красоте голос». После чего певица получила приглашение приехать в Австрию.Луц не единственный, кто так высоко отзывался о вокальных данных Натальи Заварзиной. К ее двадцатилетию на вокальной сцене готовится выставка в фойе театра, где представлены афиши народной артистки, — она бережно хранит их. Ведь для любого артиста это как визитная карточка: когда и с кем ты выступал на сцене.
А лауреат международных и российских конкурсов народная артистка России Наталья Заварзина выступала с такими дирижерами, как Федосеев, Шпиллер, Вероника Дударова, Дэвид Барг. Последний признавался, что «в этой певице его восхищает все».
Мы встретились с Натальей Заварзиной, которая сегодня поет в оперетте Кальмана «Сильва» заглавную партию.
— Кстати, Наталья, об афишах. Что они значат для артиста?
— Это в общем его творческая биография. Я, например, храню самую первую свою афишу — магнитогорскую, с объявлением о первом сольном концерте. Есть афиша о концертах стипендиатов «Новых имен». Нас было трое, я тогда была аспиранткой Гнесинки. В составе гастрольной группы совсем юный Денис Мацуев. Мы давали концерт в рамках празднования 850-летия Москвы, потом с этой программой объездили весь Краснодарский край.
— Наталья, что вы подготовили к юбилейному событию?
— Я решила спеть «Сильву» и Лизу в «Пиковой даме», а 7 марта, в канун Международного женского дня, пройдет мой творческий вечер. Я постаралась приготовить для своих гостей самое-самое, самое любимое.
— Наталья, вы сегодня пробуете себя в новой ипостаси — преподаете в институте музыки имени Чайковского. Получается? Удовлетворены?
— Преподавательская работа оказалась для меня неожиданно интересной, творческой. А в творчестве никогда не испытываешь полного удовлетворения. Сегодня твои ученики радуют, завтра — ощущение полностью противоположное. Однако этим летом мы ездили с группой студентов в Голландию, где они просто вырастали на глазах. Потому что сценический опыт, да еще зарубежный, — большой двигатель в постижении профессии.
— Знаю, что в балете роль педагога велика: некоторые известные балерины отдают шестьдесят процентов заслуг в том, что состоялись, именно учителю.
— Они правы. Мне, например, кажется очень важным, чтобы такой человек был постоянно. Ведь в отличие от балерины я даже не вижу свою работу в зеркале. Аудиозаписи не дают точного представления о достоинствах и недостатках исполнения. Мой педагог — профессор Гнесинки Маргарита Александровна Миглау — от меня далеко, я это ощущаю. Поэтому для своих учеников стараюсь быть тем профессиональным «ухом», тем человеком, который поможет им не только состояться, но и идти дальше по творческому пути.
— Кстати, вы ездили в Голландию…
— Для меня была возможность спеть с другим концертмейстером. В Амстердаме работает замечательная пианистка Анастасия Голдберг, наша соотечественница, прекрасный музыкант. Мы объездили немало мест за полмесяца. Я пела классику, русские песни, народные, романсы Рахманинова. Принимали везде очень хорошо.
— Рахманинов, по-моему, ваш любимый композитор, вы поете много его музыки?
— На самом деле люблю многих, вообще обожаю камерное пение. Люблю Сибелиуса, Грига, Малера, композиторов эпохи барокко — невозможно всех перечислить.
— Наталья, у вас есть мечта?
— Да, и вы удивитесь, узнав какая. Я мечтаю сыграть хоть маленькую роль, но в… драматическом спектакле. Очень люблю капустники, делаю свои номера, и мои друзья, драматические артисты, говорят, что во мне дремлет комедийная актриса. Да я и сама это ощущаю. Не случайно же я так люблю искрометный жанр оперетты.
— Но с одинаковым успехом вы поете Аиду, Тоску — а это трагедия…
— Верно. Я и трагедийные роли люблю, только мне необходима высокая трагедия, экспрессия, я не приемлю ничего среднего. В опере же главное пение, вокальный образ. Актерские данные важны, но по большому счету они все-таки на втором плане.
— Что сейчас волнует певицу Заварзину?
— Готовлюсь к премьере «Чио-Чио-сан», очень хочу сделать новую программу с Владимиром Хомяковым в Органном зале. Хочу спеть с концертмейстером Натальей Рыбаковой, у нас с ней подготовлено несколько циклов: Слонимский, Прокофьев, то, что я пою в основном за рубежом.
— Планы есть куда-то поехать?
— Планы есть, времени нет. И все же собираюсь вырваться в Германию.
— Чем порадуете на творческом вечере 7 марта?
— Пусть будут сюрпризы. Но об одном расскажу. Я очень люблю оперу Масканьи «Сельская честь». Мы с тенором Федором Атаскевичем споем сцену из этой замечательной оперы, причем на итальянском.
— Общаетесь свободно?
— Общаюсь. И ищу всякую возможность попрактиковаться. Недавно на отдыхе услышала итальянскую речь, тут же вступила в разговор, и получилась замечательная практика. Итальянский люблю и считаю: нельзя петь по транскрипции. Музыка Верди, Пуччини и других великих итальянцев должна звучать только на языке оригинала.
Поделиться