Артем Крутько. Южноуральский Орфей

30 Мая 2009 Автор: Старикова Лидия Владимировна

Уникальный, редчайший в природе голос — контратенор у челябинского певца Артема Крутько. Сегодня певец официально именуется приглашенным солистом Мариинки.

Звонок из Петербурга был ожиданным и неожиданным. «Вы сможете приехать завтра? А партию за неделю выучите?» На следующий день Артем был в Мариинке — знаменитом театре оперы и балета Санкт-Петербурга. Его рекомендовал питерцам режиссер Алексей Степанюк, ставивший в Челябинске «Севильского цирюльника», позже — концертмейстер Ирина Юрьевна Соболева, которая приезжала в Челябинск, когда в «Пиковую даму» вводили Максима Аксенова на роль Германа. Оба сказали: «Жди звонка». Артем сначала ждал, волновался, а потом перестал: приглашение как‑то затягивалось. И тут как гром среди ясного неба. На следующий день после короткой, «коридорной» репетиции его уже прослушивал знаменитый Гергиев, который вынес положительный вердикт.

Партию «Голос Христа» для «Братьев Карамазовых» Артем выучил с ходу. Он поет ее за сценой: начинает с очень низкой ноты, потом взмывает вверх… Сегодня певец официально именуется приглашенным солистом Мариинки.

— Но там все сложно, — рассказывает он, — труппа большая, у нас как-то все ближе друг к другу. Приняли меня в общем-то хорошо. Может, потому, что я конкурент только женщинам, поющим мужские партии. Не знаю. Но пока я расцениваю работу в Мариинке как начало. Что и как сложится, совершенно неизвестно, хотя речь о новых партиях идет — «Борисе Годунове», «Свадьбе Фигаро», где пока Керубино поют девочки… Валерий Абисалович Гергиев, когда я спел ему Керубино, сказал, что в театре хотят поставить «Орфея и Эвридику». А спеть Орфея — моя мечта.

…У дедушки Артема стоял несколько лет немецкий аккордеон «Вальдмастер» — после войны многие привезли из Германии эти музыкальные трофеи. Дедушка мечтал освоить инструмент, да все недосуг было, а потом и вовсе махнул рукой: «Вот внук вырастет — научится». Когда внук Артем достиг десятилетия, дома решили: пора осваивать «Вальдмастер». И хотя мальчик постоянно пел — и дома, и на улице, когда бежал за четыре километра в школу, — отдали его из-за «Вальдмастера» не на вокальное отделение, а на инструментальное. Пять лет Артем учился «на аккордеоне», прекрасно освоил этот инструмент. Но звонкий дискант оказался выше — к окончанию школы всем педагогам, да и семье стало ясно: маленький соловушка, поющий на стульчике на домашних торжествах, подросток, солирующий в хоре, превратился в настоящего соловья.

В музыкальной школе (а жил тогда Артем Крутько в Славянске, на Кубани) мальчик, кроме аккордеона, занимался хореографией и ходил в хор. Когда ему предложили выбрать что-то одно, мама настаивала на танцах, но бабуля, Валентина Ивановна, поддержала Артема: «Такой голос пропадет». А голос был действительно необыкновенный — очень чистый, высокий, какой-то неземной. В старших классах «музыкалки» Артема поберегли: осторожные педагоги боялись ломки и даже не поняли, когда она произошла. Голос повзрослевшего подростка оставался таким же. Остерегались этого и в Челябинске, в академии культуры, куда позже поступил Артем. Здесь тоже сначала не поняли: «повзрослел» голос или нет. И только педагог Людмила Григорьевна Боровик сразу оценила: мутация прошла. В ее руках оказался неограненный бриллиант — редчайший в природе голос — контратенор. Артем признается, что никогда не задумывался, какой он у него: на Кубани его называли тенор-альтино, в Челябинске он впервые услышал, что это контратенор. Сюда мальчика привезла после девятого класса бабушка — здесь было много родственников, которые тоже понимали: Артем должен жить в большом городе.

— Я попал в школу № 46 в Ленинском районе, — рассказывает Артем. — И это было счастливое попадание. Я участвовал в КВН, на меня специально ставили номера, я был «фишкой» в концертах, ко мне очень хорошо все относились. Вы знаете, что Ленинский район всегда был слегка хулиганским, там были «лампасники» и все такое. На моем первом выступлении в зале была гробовая тишина, шок, потом овация. В школе были очень хорошие учителя, теплый микроклимат. А в академию культуры я поступил в одиннадцатом классе. Там открылось подготовительное отделение, и я очень благодарен Галине Семеновне Зайцевой, руководителю оперной труппы Челябинского театра оперы и балета, профессору академии, и, конечно, Людмиле Григорьевне Боровик, моему педагогу, которые сразу поверили в меня.

С Людмилой Григорьевной Боровик мы не раз говорили об уникальном даре Артема.

— Я давно ждала такой голос, — говорит Людмила Григорьевна. — Мне хотелось поработать с таким необычным материалом. И знаете почему? Однажды ночью меня осенило, как надо учить контратеноров. Я совершенно убеждена, что эта мысль была послана мне свыше. Кроме Артема, я готовлю еще двух ребят, а сейчас уже просятся на учебу студенты из Москвы — прослышали, что в Челябинске готовят контратеноров.

Надо сказать, в академии многие сомневались: зачем мальчику контратенор? Он может петь баритоном, обычным тенором. В опере очень мало партий для высоких голосов, их обычно поют женщины — меццо-сопрано, контральто. Но все это проходило мимо ушей студента, который не хотел петь никаким другим голосом. «Отдувалась» Людмила Григорьевна: «Подождите, он еще вас удивит»…

Людмила Григорьевна создала чудо. Не вдаваясь в профессиональные тонкости, скажем только, что она сумела сохранить у Артема красивый тембр, который исчезал в нижнем и среднем регистрах. Сегодня в арсенале контратенора три с половиной октавы — голос звучит легко и свободно, поражая красотой и выразительностью.

А удивил всех Артем еще на третьем курсе. В Челябинск должен был приехать на гастроли знаменитый американский контратенор Дэниэлс. Очень дорогие билеты плохо раскупались. Что за птица, что за голос? И тогда оперный театр устроил необычную акцию. В бизнес-доме «Спиридонов» устроили театрализованный концерт Артема, где он продемонстрировал публике, что такое контратенор.

— Меня тогда показывали по телевизору, наверное, чаще, чем президента. И подтекст был таков: слушайте, как поет студент-третьекурсник, а к нам приедет вообще мировая величина. Многие не поняли и решили, что я тоже буду выступать, — смеется Артем. — Когда я пришел на концерт американца, меня ловили за рукав и спрашивали: «А вы, вы будете петь?»

Я была на этом концерте, слушала «мировую величину», но почему-то ожидала после рекламы чего-то другого.

— Просто у нас абсолютно разные школы, — объясняет Артем. А по поводу успехов нашего Олега Безинского сказал: — Безинский обладает очень хорошим голосом. Но он поет попсу: песни, романсы, и отсюда истоки его популярности. А я не хочу это петь, я люблю классику: музыку барокко, Возрождения, когда и появились голоса, как у нашумевшего электронного Фаринелли….

Школы действительно разные: и у Безинского, и у Артема нет в голосах женского начала. Зато, на мой непо­священный в глубины вокала взгляд, присутствуют магия, экспрессия и неземное, завораживающее звучание.
Идеалом контратенора Артем считает немца Андреаса Штолля — лучшего контратенора Европы. Любит француза Филиппа Ярусского, а из теноров — Паваротти, которого называет «большим солнышком»…
Однако история с Дэниэлсом имела продолжение: Артема пригласили работать стажером в оперный театр. И уже в качестве солиста он вне конкурса спел на вокальном конкурсе имени Глинки, где получил специальный приз.

В Челябинске Артем поет Миловзора в «Пиковой даме» — вот где пригодились его детские занятия хореографией! Керубино — в «Свадьбе Фигаро», Орловского — в оперетте «Летучая мышь».

— К сожалению, партий для моего голоса в репертуаре мало, — сокрушается Артем. — Но есть еще концертная деятельность. Конечно, то, что мы работаем с Владимиром Викторовичем Хомяковым, — подарок судьбы. Орган и контратенор созданы для классики. И я очень рад, что судьба свела нас. Мы записали диск, дали несколько концертов в органном зале, который всегда полон, зрители очень теплые, благодарные…

Артем — человек удивительно скромный. Он прекрасно знает цену своему голосу. Но бабушка и мама с детства внушали: голос дан тебе свыше, это не твоя заслуга. Звезды на небе, а ты стоишь на земле, и стой достойно. Сама жизнь тоже особо не балует уникального певца. У Артема семья, жена Аленушка, которую Артем обожает и зовет уважительно «супруга». Она певица филармонии. В прошлом году чета завоевала диплом на вокальном конкурсе в Вероне (Италия). Молодожены Крутько победили в телеконкурсе на лучшую молодую семейную пару. Но театр уже несколько месяцев не дает «квартирные», чтобы оплатить съемное жилье, и это отравляет жизнь. Спасают концертная деятельность и надежды на лучшее. Трудолюбивый, настойчивый, вдумчивый, необычайно работо­способный певец Артем Крутько мечтает о «загрузке» — о том, чтобы было очень много работы и возможность вырваться хотя бы на большую российскую сцену…

Но не хочется о грустном. В органном зале на концертах Крутько всегда аншлаги. А в зале неизменно присутствуют несколько постоянных зрителей: всегда педагог Людмила Григорьевна Боровик, бабушка Валентина Ивановна, родители, жена Алена. И, конечно, постоянные зрители, которые понимают: это редкая возможность — насладиться уникальным голосом, какие не то что в России — в мире можно посчитать по пальцам. Я в числе последних.

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

25.03.2015 | 10:46
Шансон: душой и для души. В челябинской филармонии готовится премьера программы «Приходите в мой дом…»

Накануне встречи с музыкальным руководителем нового проекта художественным руководителем филармонии Владимиром Ошеровым поинтересовалась у некоторых знакомых: что такое шансон? И поразилась разнообразию ответов

10.03.2015 | 12:48
Спасти сердце! В Челябинске соберутся около 80 ученых-кардиологов из 9 стран

Завтра в Челябинске начинает работу IV Международный медицинский научно-практический форум «Ангиология: инновационные технологии в диагностике и лечении заболеваний сосудов и сердца. Интервенционная кардиология»

Новости   
Спецпроекты