Институт музыки меняет статус
В Челябинском государственном институте музыки имени П.И. Чайковского планируются существенные изменения: институту предстоит объединение с Челябинским художественным училищем и Челябинским колледжем культуры. Для чего необходима такая реорганизация, что она даст городу, области, — об этом наш разговор с исполняющим обязанности ректора института Павлом КОСТЕНКОМ.
В Челябинском государственном институте музыки имени П.И. Чайковского планируются существенные изменения: институту предстоит объединение с Челябинским художественным училищем и Челябинским колледжем культуры. Для чего необходима такая реорганизация, что она даст городу, области, — об этом наш разговор с исполняющим обязанности ректора института Павлом КОСТЕНКОМ.
— Павел Иванович, расскажите о том, что ожидает институт музыки в связи с реорганизацией.
— Наш институт является вузом с большими традициями. Он прошел путь от созданного в 1935 году Челябинского музыкального техникума до нынешнего многоуровневого вуза, включающего специальную музыкальную школу, музыкальный колледж, ступень высшего профессионального образования и аспирантуру.
Предстоящая реорганизация, поддержанная правительством Челябинской области, несомненно, следующий шаг в развитии. Создаваемый согласно проекту реорганизации Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского будет не только многоуровневым, но и многопрофильным: в его составе будет три факультета: музыкального искусства, изобразительного и декоративно-прикладного искусства и дизайна, социокультурной деятельности. Понятно, что речь идет именно об институте искусств. Кроме того, в новом названии сохранится бренд нынешнего вуза и подчеркнется его региональный статус.
— Что это даст системе образования?
— Это позволит в комплексе решить ряд серьезных задач: расширить спектр реализуемых в учебных заведениях Южного Урала программ среднего и высшего профессионального образования в области искусств и культуры, выстроить по многим специальностям и направлениям подготовку студентов; столь востребованную в настоящее время систему непрерывного профессионального образования; повысить качество образования; а также оптимизировать управление образовательными учреждениями, кадровое и финансово-материальное обеспечение учебного процесса.
Соответственно реорганизация актуальна не только для развития института музыки, она не менее важна и для дальнейшего развития Челябинского художественного училища и Челябинского колледжа культуры, имеющих свою не менее интересную, богатую традициями историю. Наконец, актуальна она и для культурной жизни региона в целом.
— Что вы имеете в виду?
— В перспективе — развитие высшего профессионального образования в области живописи, скульптуры. Ни в одном высшем учебном заведении области не готовят театральных художников или актеров для кукольного театра. Подобные идеи вынашивались в среде специалистов достаточно давно. Надеемся, что теперь они получат реальный шанс для претворения в жизнь. Тем более что лицензировать новые специальности в вузе значительно проще, чем, скажем, реорганизовать учреждение среднего профессионального образования в вуз. Главное, мы ощущаем большую заинтересованность в успехе и практически ежедневную поддержку нашего учредителя — Министерства культуры Челябинской области.
— Но понадобятся новые кадры…
— Конечно, сложности будут, но выход есть всегда из любой ситуации. С одной стороны, будем повышать квалификацию собственных педагогов путем расширения деятельности аспирантуры и института соискательства ученых степеней. Конечно, хотелось бы открыть аспирантуру по искусствоведению, методике художественного образования. Уже сейчас, несмотря на наличие бюджетных мест, мы активно развернули работу по привлечению слушателей в коммерческую аспирантуру. Первая группа желающих уже набрана.
— Павел Иванович, а как будут доучиваться учащиеся присоединенных училища и колледжа?
— По окончании текущего учебного года выпускники Челябинского художественного училища и Челябинского колледжа культуры получат дипломы своих учебных заведений, а осенью прием на эти специальности откроется уже в институте.
В следующем учебном году, наряду с документами на аккредитацию ряда имеющихся у нас специальностей и вуза в целом, подадим документы на лицензирование новых специальностей и направлений подготовки. Это совершенно реальные шаги, хотя и требующие некоторого времени.Заинтересованность учреждений искусств и культуры Челябинской области в наших выпускниках, несомненно, обеспечит наличие государственного заказа вузу, а соответственно гарантирует в будущем трудоустройство наших выпускников.
— Павел Иванович, с чем больше связана ваша «прошлая жизнь»? С педагогикой, культурой, менеджментом?
— Со всем вместе. Я достаточно давно в системе образования — с 1991 года. Что называется, не понаслышке знаком как с системой общего, так и с системой профессионального образования, в том числе и высшего в области искусств и культуры. Административный стаж тоже не меньший. Думаю, что приобретенный опыт сослужит хорошую службу. Тем более что работать предстоит в необычном вузе. Все факультеты Южно-Уральского государственного института искусств будут выстраиваться по типу нынешнего Челябинского государственного института музыки: в их структуре будут детские школы искусств, средние учебные заведения и вузовская ступень.
ЛИДИЯ СТАРИКОВА
Поделиться

