На музыкальной высоте
Маэстро Дмитрий Коган о фестивале в Челябинске, скрипке Гварнери, культурных ценностях и менеджменте
Маэстро Дмитрий Коган о фестивале в Челябинске, скрипке Гварнери, культурных ценностях и менеджменте
Дмитрий Коган — заслуженный артист России, скрипач, лауреат международной премии «da Winci», художественный руководитель первого международного фестиваля «Дни высокой музыки» на Южном Урале.
Он внук одного из лучших скрипачей мира Леонида Когана. Его отец Павел Коган — известный дирижер, мать Елизавета Гилельс — пианистка.
Дмитрий взял в руки скрипку в шесть лет. Его учителями в Московской консерватории были Игорь Безродный и Эдуард Грач, в Хельсинки — Томас Хаапанен.
Лауреат международных конкурсов, Дмитрий Коган записал восемь компакт-дисков. Его хорошо знают жители Беслана и Невельска, где он играл после известных трагических событий. Он самый молодой в России, имеющий звание «почетный гражданин города». И этот город — Невельск.
Сейчас Дмитрий в Челябинске, где реализуется его проект «Дни высокой музыки».
«Все получилось, все сложилось»
— Больше всего меня радует, что в Челябинске существует интерес к классической музыке. Мне нравится ваш город, ваши слушатели, — говорит он. — Но главное — это заинтересованность властей в культуре, в разных ее жанрах. Я очень надеюсь, что такой фестиваль станет толчком к развитию искусства на Южном Урале и в Челябинской области, в частности. Поэтому программа фестиваля достаточно серьезна.
Исполнители, которых мы пригласили, выступают на лучших площадках мира. И возможность соприкоснуться с таким высоким искусством фестиваль предоставляет челябинцам. Это достаточно дорогостоящий проект, но благодаря поддержке правительства Челябинской области и, конечно, губернатора Михаила Валериевича Юревича, фестивальные концерты доступны для посещения практически всем слоям населения. А в разножанровой программе каждый может найти что-то именно «для себя». Все это учитывалось при подготовке.
— Дмитрий, сколько времени у вас ушло, чтобы подготовить такой грандиозный фестиваль? Кто подбирал исполнителей?
— На подготовку ушло около года, — это очень маленький срок. Обычно требуется два - три. Но благодаря нашей связке с челябинским министерством культуры, руководством концертного объединения, руководителями области — все получилось. Конечно, было немало консультаций, согласований. К тому же все приглашенные исполнители имеют жесткий гастрольный график, и надо было все это связать воедино.
Произошло еще одно печальное событие: фестиваль должен был открывать пианист Николай Петров, который так внезапно ушел из жизни — мне до сих пор не по себе. В подготовке таких больших проектов случайности и неожиданности, к сожалению, бывают. Но все сложилось. Даже, как шутит ваш министр культуры Алексей Валерьевич Бетехтин, прекрасная погода — и та по нашему заказу.
— Вы обозначили репертуар как классический. А как же Петр Дранга, это же в чистом виде шоу-бизнес…
— Не в чистом. Петр Дранга играет у нас на классическом аккордеоне, все исполняемые произведения — в классическом формате. Потому что и для аккордеона написано немало вещей, которые в полной мере относятся к жанрам высокой музыки. Так что никаких противоречий тут нет.
«Вверх по спирали»
— Дмитрий, в первую очередь вы — концертирующий скрипач. Однако вы не меньше известны и как общественный деятель, которого глубоко волнует судьба российской культуры. И эта позиция отнюдь не декларативного характера.
— Я совершенно убежден и говорил об этом не раз, что отношение к культуре — показатель развития любого региона в целом. Несколько лет назад у меня состоялся разговор с мэром одного города — не буду называть его. Градоначальник делился громадьем планов: вот сейчас построим фабрики, заводы, жилье, гостиницы, дороги, а потом и культурой займемся. Спустя пять лет я приехал в этот город: ни фабрик, ни дорог, ни самого мэра.
Понимаете, экономический взлет в любой стране неразрывно связан со взлетом в культуре. Не говоря об эпохе Возрождения и других исторических тому доказательств, сошлюсь на японский опыт. Колоссальный культурный взлет произошел там в послевоенные годы, когда все молодые японцы ходили в музыкальные, художественные и другие школы. А после этого — какой экономический взрыв! Согласитесь, что малокультурный человек вряд ли способен на создание такой высокотехнологичной техники, которой так славится Япония в современном мире.
Только духовно развитые личности способны к творчеству в любых других сферах. Культура — основа развития человеческой личности. И здесь важно не снижать, а задавать более высокую планку, заставляющую человека двигаться в своем развитии вверх по спирали.
«Дель джезу: челябинцы первые»
— Дмитрий Павлович, внимание культурной России, естественно, сегодня приковано к покупке уникальной скрипки Гварнери дель Джезу. Она, действительно, единственная в стране?
— Этой великой скрипке без малого триста лет. Она — одна из десяти величайших скрипок мира. В нашей стране никогда еще не было такого инструмента, это счастливое событие, которое трудно переоценить. Скрипка принадлежит благотворительному фонду поддержки уникальных культурных проектов имени Когана. Его глава — председатель совета директоров группы компаний «AVS-Group» Валерий Савельев.
Фонд вправе передавать свои инструменты в пользование музыкантам, которых выбирает сам. Ведь девиз фонда: «Лучшие инструменты должны звучать в России и для россиян». То есть, кроме музыкальной составляющей есть еще некий патриотический, даже политический подтекст. И я с этим согласен. Поэтому я намерен презентовать этот инструмент во всех крупных городах России — от Калининграда до Южно-Сахалинска. Граждане нашей страны должны услышать этот великий инструмент. И челябинцы — первые.
— Как происходит такая процедура? Непосвященным трудно представить: как это — купить скрипку Гварнери?
— Я уже говорил о фонде во главе с Валерием Савельевым, который следует лучшим традициям российского меценатства, принявшим решение купить такой уникальный инструмент. Было несколько вариантов и, наконец, мы нашли то, что искали. Скрипка находилась в собственности одного из крупных итальянских коллекционеров, даже не музыканта. Владельцем «Робрехта» был строительный инвестор. Начались юридические консультации, переговоры, которые заняли четыре месяца. Надо сказать, что коллекционер использовал Гварнери как средство выгодного вложения и сохранения своих капиталов.
Но, видимо, нам выпал удачный момент, когда тот решился на продажу бесценного экспоната. Сделка прошла в Италии. Конечно, я мечтаю о том, чтобы такому примеру последовали и другие благотворители, приобретая для России инструменты такого уровня. Наши бизнесмены давно научились покупать дома, яхты, самолеты, вертолеты, а вот на покупки культурных ценностей, как говорят, нет тренда. И наша задача — способствовать его развитию.
— И все же: почему, скажем, не Страдивари, а Гварнери? Речь о личном пристрастии?
— Я считаю, что выше Гварнери нет ничего в мире. И я такой не один. Лучшие экземпляры этого скрипичного мастера несравненны. Инструменты Страдивари исчисляются сотнями, Гварнери — несколькими десятками. В хорошем состоянии, с такими звуковыми качествами, как «дель Джезу», — единицы. Инструменты Страдивари, может быть, звучат чаще, чем Гварнери, это, как говорят, раскрученный бренд. Мастер прожил больше девяноста лет, Гварнери — чуть больше сорока. Но то, что он сделал в расцвете своих сил, — непревзойденно. Гварнери дель Джезу ценнее, чем скрипки Страдивари.
— Скрипка охраняется?
— Конечно. Страхуется и охраняется.
«Творческий, музыкальный продукт»?
— Наша встреча с вами — не последняя?
— Хотелось бы, чтобы фестиваль продолжился. Потому что затевать его как однократный, вряд ли имело смысл. По крайней мере, надеюсь на продолжение этого очень хорошего начинания. Я по своему характеру не люблю останавливаться на одном месте, всегда стараюсь двигаться вперед.
— Я знаю челябинцев, которые довольно часто ездят в соседний Екатеринбург на спектакли оперного театра, музкомедии, симфонические концерты. А не было мысли прорекламировать там и наш фестиваль?
— Я знаю точно, что группа свердловчан приезжает в Челябинск на концерты «Дней высокой музыки». Но чтобы такие поездки были, необходим высококачественный продукт, который бы привлек желающих. Если продукт не конкурентоспособен, его не выберут.
— О, Дмитрий Павлович, в вас сейчас говорит еще и менеджер. Так неожиданны в вашей речи слова «продукт», «тренд», «конкурентоспособность»…
— Как вам сказать, я иногда тоже против таких слов. Ну, а как еще назвать? Это, действительно, музыкальный продукт. Я живу в обществе, которое перешло на рыночные рельсы. Где порой спорят: концерт — это услуга населению или произведение искусства.
— А на самом деле как на рыночном языке охарактеризовать концерт?
— Это услуга, представляющая населению качественный творческий музыкальный продукт (смеется). Однако во всем мире понятие менеджмент и культура прекрасно уживаются. И если вернуться к вашей области, то губернатор Юревич и является самым настоящим менеджером, который прекрасно ориентируется в выборе качественного продукта, в том числе и творческого. Согласитесь, дело все же не в трендах, брендах и других терминах. Пусть это называется хоть как, главное во всем этом — большое начинание — фестиваль «Дни высокой музыки».
— Согласна. И спасибо вам за это.
фото Анатолия Колющенко
КОММЕНТАРИЙ

Вадим ЕВДОКИМОВ, заместитель губернатора, руководитель Администрации
губернатора Челябинской области:
— Как человек, который не только по долгу службы, но и по образованию тесно связан с культурой, могу сказать, что первый международный фестиваль «Дни высокой музыки» на Южном Урале — крупнейшее событие в жизни нашей области. Именно на таких высоких образцах формируется духовность личности, особенно это важно для молодого поколения.
Я присутствовал на открытии фестиваля в Челябинском государственном театре оперы и балета и получил огромное удовольствие от игры Дмитрия Когана, звучания скрипки Гварнери, виртуозной фортепианной техники маэстро Александра Гиндина, других исполнителей, — все они были на высоте.
Но главное — это реакция зала, где было очень много молодых лиц. Восторг и благодарность публики говорили сами за себя. Такие события, как фестиваль «Дни высокой музыки», не просто нужны, они необходимы.
Поделиться

