Вновь «Жизнь за царя»
Сегодня в Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени М. И. Глинки долгожданная премьера оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки.
Эту оперу до революции в России давали лишь по «царским дням»
Сегодня в Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени М. И. Глинки долгожданная премьера оперы «Жизнь за царя» Михаила Глинки.
С именем Глинки
Опера посвящена подвигу крестьянина Ивана Сусанина, ценой жизни спасшего основателя династии Романовых — Михаила. В советское время она шла под названием «Иван Сусанин», текст либретто барона Егора фон Розена был переписан, а религиозные сцены и посвященные царю были просто убраны. И хотя великая музыка все равно спасала спектакль, новая редакция искажала замысел создателей.
В царской России «Жизнь за царя» давали «по царским дням» — особо важным случаям в жизни Дома Романовых. И поначалу опера тоже шла под названием «Иван Сусанин». Шел долгий спор, как назвать оперный шедевр. Поначалу предполагалось, что это будет «Смерть за царя», но венценосная семья возражала: «Отдавшие жизнь за государя не умирают…»
История подтвердила: оригинал оперы «Жизнь за царя» время не уничтожило: ее ставили за рубежом, например, в знаменитом «Ла Скала», а в Большом восстановили в конце восьмидесятых.
Режиссер-постановщик Андрей Сергеев рассказывает:
— Закономерно, что спектакль поставлен в челябинском театре, который носит имя Михаила Ивановича Глинки. И время постановки тоже символично: в этом году Россия отмечает четырехсотлетие победы над польскими захватчиками. Мы восстановили в своем спектакле купюры, которые были убраны в советское время, как например, «трио на Красной площади». В оригинале в этой сцене играет духовой оркестр — и он будет. Для этого из филармонии пригласили духовой оркестр под управлением Игоря Ежова.
В новой постановке задействованы свыше 100 человек, сейчас проходят репетиции, в том числе и световые, — в представлении используется специальное оборудование, сшито более 100 роскошных костюмов XVII века, которые передают аромат времени, дух эпохи, в которой происходили эти исторические события.
Визит к оперной приме
Петь Антониду — сложнейшую партию, будет солистка театра Елена Роткина. Но еще и приглашенная студентка Центра оперного пения Галины Вишневской Мирослава Фльорчак. Спектакль будет идти больше трех часов, в нем будет немало сюрпризов, и конечно, событием стал приезд главы Дома Романовых великой княгини Марии Владимировны специально на премьеру…
В Большом театре партию Антониды пело много выдающихся певиц, но самой признанной, самой лучшей Антонидой была народная артистка РСФСР Ирина Масленникова.
Постановщики спектакля «Жизнь за царя» Антон Гришанин и Андрей Сергеев специально побывали в гостях у Ирины Ивановны, обсуждая будущую постановку. Певица дала челябинцам немало добрых советов, а перед премьерой прислала в театр письмо.
Чтобы публика верила
«Я рада поздравить Ваш замечательный коллектив с праздничным спектаклем, — пишет Ирина Масленникова. — Оперой «Иван Сусанин» всегда открывал новый сезон Большой театр. Я пела в этом спектакле очень много раз и с особенной радостью вспоминаю, что в этой опере моим партнером был великий русский певец — Максим Дормидонтович Михайлов. Опера Глинки «Жизнь за царя» — произведение изумительное: гениальная музыка, хорошее либретто и всегда — гарантия успеха.
Вспоминая ту постановку, я особенно хочу сказать про Максима Дормидонтовича Михайлова — исполнителя партии Ивана Сусанина: он был подлинным исполнителем этого образа! Уникальный искренний артист, замечательный певец! Эти качества необходимы тому, кто хочет исполнять роль Сусанина, чтобы ему верила публика. Михайлов абсолютно соответствовал этим условиям, и я счастлива, что пела с ним.
Постановка этой оперы в Челябинске — большое событие! Я особенно заинтересована в успехе (в чем не сомневаюсь), так как в этой постановке партию Антониды, дочери Ивана Сусанина, приглашена петь моя ученица — Мирослава Фльорчак. Она приехала из Варшавы и в данный момент учится в Центре оперного пения Галины Вишневской. Постановщики спектакля — дирижер Антон Гришанин, режиссер Андрей Сергеев, балетмейстер Борис Мягков — гаранты успеха. Такая замечательная группа постановщиков сумеет помочь моей ученице преодолеть это непростое произведение, ведь она в первый раз выходит на оперную сцену. Я тоже надеюсь на это. Желаю всему коллективу Челябинского академического театра оперы и балета большого успеха!»
Премьера столь масштабного спектакля — это большое событие культурной жизни не только Челябинска. И оно просто обречено стать историческим.
Лидия Старикова
Поделиться

