Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

«Обитаемый остров» Федора Бондарчука - честная экранизация книги Стругацких

15 Января 2009 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич

Фильм действительно оказался, довольно честной экранизация книги. Что, однако, его не спасло. Сюжет фильма идентичен книжному варианту. В светлом будущем Мира Полудня, когда люди Земли открыли в себе неограниченные возможности и, что еще важнее, установили вечный мир и порядок на своей планете, полет в космос стал такой же туристической рутиной, как сейчас, например, для многих поездка в Турцию.

Фильм действительно оказался, довольно честной экранизация книги. Что, однако, его не спасло.
Сюжет фильма идентичен книжному варианту. В светлом будущем Мира Полудня, когда люди Земли открыли в себе неограниченные возможности и, что еще важнее, установили вечный мир и порядок на своей планете, полет в космос стал такой же туристической рутиной, как сейчас, например, для многих поездка в Турцию.

В частности, была сформирована Группа свободного поиска, в которую вошли первооткрыватели иных миров. Как-то один из таких добровольцев-первооткрывателей, 20-летний московский студент Максим Каммерер (Василий Степанов), во время разговора с бабушкой по громкой связи (пока его корабль бороздил просторы космического пространства) столкнулся с астероидом и приземлился на планете под названием Саракш.

Планета имела вогнутый горизонт, что привело ее жителей к космогонии и представлению о том, что они живут внутри пузыря, головами в центр.

Ознакомившись с местной флорой и фауной, Максим вскоре познакомился и со здешним политическим режимом (он оказался тоталитарным), местными органами власти (жестокими Неизвестными Отцами), солдатом по имени Гай Гаал (Петр Федоров), его очаровательной сестрой Радой (Юлия Снигирь), в которую Максим, кстати, вскоре благополучно влюбился.
Послужив также немного в местной армии вместе с Гаем, Максим вскоре убедился, что выродки — враги Неизвестных Отцов, никакие вовсе не террористы, а просто люди, на которых не действует излучение подавляющих практически любую волю башен-ретрансляторов.
Дальше — больше. Отцы сами оказались выродками. Подумав немного, Максим решил устроить на этой планете революцию…

Главный (по крайней мере, как утверждают его создатели) фильм нового года вышел совершенно таким, каким и следовало его, наверное, ожидать. Растянутым до двухчасового хронометража клипом. Где камера уже практически с начала картины не стоит на месте, а монтажные склейки с трудом поспевают за авторской мыслью. Где все объяснено на пальцах: пускай даже на четырех, так как пятый куда-то затерялся.

Но ругать за это режиссера картины Федора Бондарчука («9 рота»), мне кажется, не имеет смысла. Он снимает, как умеет. А то, что снимает не очень, ну что тут поделаешь — он больше ремесленник, чем художник.

Однако, если все-таки говорить о претензиях к «Обитаемому острову», которых, я уверен, у любого поклонника творчества братьев Стругацких накопилось немало, пожалуй, самой главной будет все же эстетская. Мир планеты Саракш, созданный Бондарчуком, — это акварелька, яркая и цветная Вселенная, от футуристического дизайна которой, если во-время не зажмуриться, рано или поздно взорвутся глаза.

Притом что, если обратиться к одноименному роману Стругацких (который при всем при этом фильм цитирует с должной почтительностью), планета Саракш «по техническому уровню цивилизации соответствовала Земле сороковых-пятидесятых годов XX века». Поэтому замени небоскребы на простые многоэтажки, футуристические, опять же, автомобили на «Жигули» и чуть приглуши цвет, добавив побольше серого, Бондарчук не то чтобы выиграл, но добавил бы в фильм, как мне кажется, побольше атмосферы.

Но Федор Сергеевич и продюсер ленты Александр Роднянский (между прочим, также президент «СТС Медиа»), как стало видно из фильма, пошли по другому пути. Путь этот, что характерно, оказался очень затратным (бюджет картины — $ 40 000 000) и трудоемким (10 месяцев адской съемочной работы). Все это, несмотря ни на что, конечно, сделало «Остров» первым настоящим русским блокбастером, который, как пишут, после просмотра благословил даже Борис Натанович Стругацкий.

Но это не изменило новую суть «Острова». Из антиутопического произведения и романа взросления он превратился в то, что принято называть фантастикой для старшего школьного возраста. Этакие «Отроки во Вселенной» пытаются встретить «Звездный десант». Это, разумеется, не так уж и плохо: все-таки таких «Отроков» у нас уже давно не было.
Но — не более того.

21.05.2020 | 17:18
На Солнце ночью полетим. Какие анекдоты рассказывал в Троицке Георгий Гречко

Случайных встреч, как известно, не бывает. И у Вселенной уж точно найдется немало способов, чтобы свести людей в одном месте и в одно время. Тем более когда речь идет о встречах с покорителями этой самой Вселенной.

15.05.2020 | 09:36
Беспартийные ботинки. Какие байки собирает челябинец Владимир Садырин

Мечта всех мальчишек начала шестидесятых — стать космонавтом. Владимир Садырин космонавтом не стал, но, находясь на ключевых постах в регионе, с покорителями Вселенной все же встречался, и не раз. Как, впрочем, и со звездами экрана и мастерами пера.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты