Хорошая Мина

23 Апреля 2009 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич

Внимание не снимавшей несколько лет Кэтрин Бигелоу в безупречном фильме «Повелитель бури» — так и не вышедшем в прокат в российских кинотеатрах, но уже более-менее доступном на DVD — оказалось приковано к саперам и войне, как наркотику, чей вес измеряется не в страхе, а в выбросе адреналина

Внимание не снимавшей несколько лет Кэтрин Бигелоу в безупречном фильме «Повелитель бури» — так и не вышедшем в прокат в российских кинотеатрах, но уже более-менее доступном на DVD — оказалось приковано к саперам и войне, как наркотику, чей вес измеряется не в страхе, а в выбросе адреналина.


Багдад, Ирак. Воздух пропитан гарью от только что случившегося взрыва. Подорвался сержант Томпсон (Гай Пирс) — сапер. Поскольку незаменимых людей не бывает, уже вскоре на место Томпсона, работавшего в команде с чернокожим сержантом Сэнборном (Энтони Маки) и нервным специалистом Элдриджем (Брайан Джерати), прибывает сержант Джеймс (Джереми Реннер, «28 недель спустя»), обезвреживатель бомб, — настолько необычайной отваги, что ее трудно списать только на личное мужество. На первой же совместной операции все становится ясно. Джеймс — наркоман. Но его наркотик не какой-нибудь героин или кокаин, а — война и тот адреналин, что она дарит.
Оценить по достоинству каждый фильм Кэтрин Бигелоу («На гребне волны», «Вес воды», «Странные дни») не представляется сложным делом, потому как она (так же, как и ее бывший муж и тоже режиссер Джеймс Кэмерон) снимает крайне редко. Снятый на злобу дня, как и «Без цензуры» Брайана Де Пальмы, «Повелитель бури» (в оригинале Hurt Locker — «Запирающий боль», специальный термин саперов) как бы про войну в Ираке. Но на самом деле война в фильме Бигелоу скорее просто среда, а не какое-то особое состояние мира. С таким же успехом герои картины могли разминировать бомбы в каменных джунглях: ничего бы ровным счетом не изменилось. Ну разве что атмосфера стала бы несколько менее адреналиновой, ведь все-таки палящие солнце и песок — это, в конце концов, и есть, наверное, настоящий ад. Ад, в котором главный герой — после каждой успешно завершенной операции небрежно затягивающийся сигареткой сержант Джеймс — чувствует себя настолько дома, что при возвращении на родину уже подумывает, как бы скорее вернуться в театр военных действий.


Так же неизменно, как и ее сапер на землю войны, к фильмам о людях в экстремальных ситуациях любит возвращаться Бигелоу. Эта красивая, разменявшая пятый десяток (кто увидит ее — не поверит) женщина знает толк в том, — как это ни пафосно прозвучит, — что принято называть достоинством. Именно умение держаться достойно выделяет ее главных и второстепенных персонажей: таких, например, как герои Патрика Суэйзи из «На гребне волны» и Харрисона Форда из «К-19», героиня Анджелы Бассетт из «Странных дней». Не теряет достоинства и сержант Джеймс, даже когда сослуживцы (заметим, небеспочвенно) начинают считать его самоуверенным и не умеющим работать в команде психом.
Что касается метода съемки, то фильм снят на модную нынче ручную камеру, которая встречается, опять же, в «Без цензуры» Де Пальмы, «Королевстве» Питера Берга — в общем, в любой ленте, старающейся выглядеть как можно более реалистично. Также в «Повелителе бури» невооруженным глазом наблюдается резкая смена планов и ракурсов: камера ни на одном объекте долго не задерживается и всегда находится в движении. Это задает динамику ленте, особенно в сценах перестрелок. Звуковое же сопровождение картины ненавязчивое и в целом вещь довольно редкая, берет свое слово только в эпизоде ночного блуждания сержанта Джеймса по иракскому городу.


А из действительно интересных кинематографических находок стоит отметить костюм сапера, чисто визуально очень смахивающий на скафандр водолаза. Именно в таких скафандрах американские саперы, точно посланцы иных миров, работали с бомбами иракцев, неизменно желающих с крыш своих домов, если верить фильму, западным пришельцам только одного: чтобы все они скорее подорвались на мине.

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты