В ребячьем круге
Челябинск посетил «Остров Ю» — творческое объединение молодых детских писателей, за плечами которых победы на Международных и Всероссийских литературных конкурсах
Челябинск посетил «Остров Ю» — творческое объединение молодых детских писателей, за плечами которых победы на Международных и Всероссийских литературных конкурсах. Целью их визита было познакомить читателей с современной детской литературой.
«Остров Ю» насчитывает около 20 участников. В Челябинске, понятно, присутствовали далеко не все. Среди тех, кто присутствовал: Анна Сидорова (Хельсинки), Елена Усачева (Москва), Ирина Павлова (Мурманск), Евгения Ярцева (Москва), Тамара Михеева (село Миасское, Челябинская область) и Марина Юрина (Челябинск). Причем Марина была единственным поэтом среди собравшихся прозаиков.
— Объединение родилось из семинаров молодых детских писателей, которые проводит Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ, — дала краткую историческую справку Елена Усачева, пожалуй, самая известная из присутствующих писателей. — Известный факт, что под массой взрослой литературы у нас как-то перестали замечать детскую. Она практически отсутствует.
К тому же в сообществе «взрослых» писателей к нам сложилось какое-то снисходительно-пренебрежительное отношение. Однако после того, как мы наделали фурору на Волошинском фестивале в Коктебеле, нас стали воспринимать всерьез.
Однако премии, как оказывается, это еще не повод для особой гордости.
— У меня неприличное количество премий, — говорит наша уральская писательница Тамара Михеева. — Но при этом ни одна премия не дает тебе ту известность, на которую ты изначально рассчитываешь. В крайнем случае о ней знает узкий круг специалистов. Например, детские критики. А издатели, например, вообще не заинтересованы в новых именах. Им проще выпускать тех, кого купят стопроцентно.
Складывается впечатление, что главная проблема современной русской детской литературы в отсутствие преемственности.
— Оценку детской литературы дают взрослые, — заметили писательницы. — А взрослые все равно страдают некоторым консерватизмом. Когда они понимают, что в детской литературе, допустим, есть Успенский, Носов и Драгунский, на которых они выросли, они и будут покупать детям читать Успенского, Носова и Драгунского. А это замкнутый круг. Нет, не подумайте, это хорошие писатели.
Но при всех их достоинствах, их проза все-таки не отвечает реалиям нашего времени.
— Я всем очень советую книгу «Остров в море» Аниты Тор, — поделилась Тамара Михеева. — Это своевременная и современная книга. Там есть один действительно очень мощный, может быть, даже немного шокирующий момент, который заставляет детей задуматься.
— Вообще, как мне кажется, — подхватила Анна Сидорова, — в детской литературе можно затрагивать самые разные темы. Другое дело, как это будет подано. Надо уметь поднять проблему. Я читала одну детскую книжку, темой которой были события в «Норд-Осте» и переживания мальчика по этому поводу. Мне это произведение не понравилось только потому, как это было написано, а не из-за темы.
Анна Сидорова занимается поляризацией детской литературы, сейчас живет в Финляндии и имеет госпремию от этой страны. Анна рассказывает, что в Скандинавии детскую литературу поддерживают (предмет финской гордости: при населении в 5 000 000 человек ежегодно продается 9 000 000 детских книг). Также есть государственные фонды, которые выделяют стипендию писателям на творчество.
Наши же авторы вынуждены заниматься литературой в свободное от основной работы время.
— Мы ездим за просто так. Без всякой экономической выгоды, — отметила поэт Марина Юрина. — На чистом энтузиазме, например, посещаем детские дома. В нашем маршруте дальше значится Карелия. Потом — Хельсинки.
Тем не менее при всех минусах есть и очевидные плюсы. Так, например, сейчас напечатать книжку значительно проще, чем в 80—90-х годах.
— Теперь нет проблемы напечатания первой книжки, — говорит Елена Усачева. — То есть, понятно, ты сначала начинаешь с журналов (почти все писательницы, к слову, публикуются в детском журнале «Кукумбер». — Прим. авт.), а потом есть реальный шанс выпустить свое произведение. Это самое главное, по-моему, что произошло в детском книгопроизводстве за последнее время.
Что касается тех недостатков, что присущи молодым авторам, то о них говорит Тамара Михеева:
— Один из наших постоянных мэтров Эдуард Николаевич Успенский нас все время ругает за бессюжетность. Он бьет твоим же текстом тебя по голове, потому что считает главное в детской литературе — это сюжет.
Задачи, сверхзадачи и нравственное воспитание интересны только писателям. Сюжет, по словам Успенского, должен быть логичным и адекватным детскому восприятию.
Из того, на что еще сетуют авторы, — это отсутствие детской критики.
— Советы мэтров и замечания коллег это, конечно, хорошо, — замечают они. — Но нам еще важно внимание детских критиков. А с ними, честно говоря, в России не густо.
В общем, первостепенной задачей современного детского писателя остается заинтересовать ребенка чтением.
— Мы, те писатели, к которым дети могут подойти и попросить написать то, чего им хочется, и — мы напишем, — говорит Елена Усачева. — У меня вот, например, был реальный случай, когда я разговаривала с девочкой и с ее слов писала рассказ. Но — это исключение. Современные дети пока не готовы идти на контакт.
Поделиться

