Ночь «Дома»
Озерский театр драмы и комедии «Наш дом» организовал Ночной театральный фестиваль альтернативных форм под названием «Ночь в театре». Корреспондент «Южноуральской панорамы» в ночь с 26 на 27 ноября проследил за воплощением амбициозной идеи в жизнь.
Что творится ночью в театре, мало кто знает. Тем интереснее — в теории — что в это время суток там можно провести. Озерский театр драмы и комедии «Наш дом» решил перейти от теории к практике и организовал Ночной театральный фестиваль альтернативных форм под названием «Ночь в театре». Корреспондент «Южноуральской панорамы» в ночь с 26 на 27 ноября проследил за воплощением амбициозной идеи в жизнь.
На входе в «Наш дом» плакат. На плакате надпись: «Впервые в России». Ночь в театре? Все же, наверное, нет. Ночь в театре в формате фестиваля? Вполне возможно. Далее, на все том же плакате, следует немаловажная информация о том, сколько времени вся эта радость продлится. Оказывается «с 21:00 до 03:00».
Что тут добавить: энергетики продаются в буфете.
Задуманная как своеобразная пародия и одновременно самодостаточный ответ международной акции «Ночь в музее» озерская «Ночь в театре» помимо культурологического значения имеет еще и геополитическую подоплеку. Она, как становится понятно, предназначена показать, что хоть Озерск и закрытый город, это не мешает ему следовать каким-то модным культурным тенденциям. Или даже пробовать самому создавать их.
Начав с места в карьер, «Наш дом» насытил программу вечера до максимума. В буклетике значились спектакли в малом зале театра, концерты в фойе плюс экскурсия по закулисью: посещение трюма и мансарды (мы там так и не побывали) и мастерской (а вот здесь были).
Однако общий сбор участников и зрителей (и открытие первой программы «Сумерки») состоялся в большом зале театра. Там под тревожную музыку актер в красном халате начал с того, что произнес речь о том, что происходит в театре, когда отыгран последний спектакль и опустился занавес. О том «любите ли вы театр так, как любил его тот, кто спрашивал, любите ли вы театр так, как люблю его я». (Вы поняли? Я тоже нет). Чтобы жизнь не казалась сахаром, за актером по пятам ходил мим и (с опозданием) повторял все его движения. Еще, время от времени, из закулисных «кустов» выпрыгивала девушка со скрипкой и вставляла свои ремарки. Этот сюрреализм продолжался какое-то время, пока не настало время подойти к осмысленной части сбора — представлению участников.
Были заявлены 12 коллективов. Среди них коллективы из театров Челябинска, Екатеринбурга, Нижнего Тагила и, собственно, Озерска. Плюс регги-группа «Естественный загар».
Вслед за этим выяснилось, что большой зал поделен на секторы, каждый из которых имеет свой цвет, и за каждым из которых закреплен свой ведущий — сталкер. Одетый, к слову, в костюм овоща. Мы закрепились за Редиской. Редиска оказалась девушкой по имени Ульяна, которая, несмотря на свое неоднозначное прозвище, вела себя как хороший человек. Она отвела нас на нашу сценическую площадку. Тут как раз стоит обмолвиться о том, что при всем желании никто из зрителей не смог бы увидеть программу целиком. Чтобы это сделать, пришлось бы разорваться, так как в одно и то же время на разных площадках проходили совершенно разные постановки.
Зачем это стоило делать? Не проще ли было составить общую программу? Новый директор «Нашего дома» Владимир Кулик объяснил это так: «У нас была мысль создать прецедент для постскриптума. Когда зрители будут рассказывать друг другу то, что они увидели. Начнется обсуждение. Если все увидели все, то обсуждать становится уже не так интересно».
Первым пунктом осмотра стало фойе, где в режиме нон-стоп играла музыка. В частности, свои композиции исполняла группа «Естественный загар», члены которой почему-то решили обойтись без традиционных растаманских шапочек, предпочтя демократичную темную одежду. Также в фойе, помимо двух буфетов, работали художники, рисующие портреты. А в комнате, расположенной рядом с гардеробом, женщины, косящие под цыганок, облачали всех желающих в различную старинную одежду для фотографии на память. Я предпочел одежду боярина (смотри фото). 
«Кроссовки видно!», — заохала гадалка, когда из-под полы казенной шубы проступила обувь. «Ничего, — успокоил я ее, — я прогрессивный боярин».
Затем следовали экскурсию в уже упомянутую мастерскую, но прежде чем дойти до нее, пришлось пройти через лабиринт из коридоров. «Это курилка», — рассказывала Редиска, выступающая гидом. Когда мы шли, курилка была пуста, но вскоре она наполнилась актерами и девушкой в респираторе и короткой юбке (нет, не из плюша, хотя актрису звали Ксюша), которая размахивала транспарантом с перечеркнутой сигаретой.
Это актерские карманы», — продолжала тем временем Редиска. Увидев ящики с надписями «150 000 дензнаками», я сразу смекнул, почему эти помещения зовутся «карманами». «Здесь живет дух музыкальной комедии, а вот и мастерская», — Редиска довела нас до цели и куда-то исчезла.
Впрочем, ее исчезновения никто не заметил. Все внимание было приковано к сцене, где выступал челябинский Камерный театр. Актеры разыгрывали сценку на тему «собрание анонимных трудоголиков».
«Моя история романтическая, — говорила одна из актрис, — я очень любила своего мужа. Так любила, что не хотела с ним ни на минуту расставаться. И стала ходить на работу вместе с ним. Понимаете, когда все работают, а ты не работаешь, то чувствуешь себя как-то неловко. И я попробовала. Разок. Другой. Третий. Втянулась. Покатилась. В общем, влилась в коллектив. Мы стали работать вместе. Вы знаете, как всем коллективом приятно тянуть одну лямку? И так, незаметно работая, мы не заметили, как выросли наши дети и тоже стали трудиться». Потом слово взял потомственный трудоголик, и смотреть на эту исповедь души было выше всяких сил.
Пока одни все-таки остались слушать исповеди, другие принимали участие в аукционе, который развернулся в пресловутом фойе. На аукционе были выставлены реквизиты театра «Наш дом». Когда мы подошли, «с молотка» (за 100 рублей) была продана рогатка. Затем — граната. Ее приобрела главный редактор газеты «Озерский вестник» Елена Вяткина. Как она потом призналась, потому, что с этой гранаты началось ее знакомство с этим театром. А вот муляжный бутерброд (с колбасой) не был продан. Вероятно, потому, что (повторяюсь) на первом этаже работали два буфета.
Время, таким образом, пролетело быстро, и никто не заметил, как началась программа «Полночь». Ее открыли представления одновременно всех коллективов, в результате которых все-таки можно было получить примерное представление о труппах в целом. Особенно запоминающимися были театралы из Екатеринбурга — студенты ЕГТИ (мастер курса Вячеслав Белоусов).
Миниатюры ребят были, что называется, остроумными, а некоторые, подчас, и гомерически смешными. Описывать их представления не имеет смысла. Лучше — увидеть. Но если в общих чертах, то это были такие скетчи с издевкой. Ни «Комеди клаб», а что-то куда-то более обаятельное. «Монти Пайтон», словом.
Не знаю, дожил ли кто-то до «Рассвета» — финального общего сбора участников и зрителей — досидеть до самого конца, увы, не пришлось. Однако если и был во всей этой «Ночи» какой-то серьезный минус, то это — шестичасовой хронометраж. Может, прожженным театралам он был и под силу, но любителям (сужу по собственному опыту) пришлось очень и очень непросто.
ЕВГЕНИЙ ТКАЧЕВ,
johny18_06@mail.ru
Поделиться

