Кастинг на всю жизнь

24 мая 2012 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич
Кастинг на всю жизнь

В уходящем театральном сезоне одним из главных ньюсмейкеров стал Государственный молодежный театр (бывший ТЮЗ). «ЮП» поговорила с его директором Розой Орловой о современной драматургии, молодежи и жизни как кастинге.

Роза Орлова о сцене как диалоги с молодежью


В уходящем театральном сезоне одним из главных ньюсмейкеров стал Государственный молодежный театр (бывший ТЮЗ). «ЮП» поговорила с его директором Розой Орловой о современной драматургии, молодежи и жизни как кастинге.

 

Разумеется, зритель меняется


— С того времени, как ТЮЗ превратился в Государственный молодежный театр, какие изменения произошли в вашей работе?

— Да, уже почти год, как театр существует под новым названием. Я не могу сказать, что в нашей работе что-то кардинально изменилось. У театра всегда был широкий репертуар: были постановки для молодежи, для старшего поколения («вечерние спектакли») и, конечно, для маленького зрителя. И говорить о том, что мы встали на абсолютно другие рельсы, что сейчас мы будем делать спектакли исключительно для молодежи, было бы поспешно.


Разумеется, зритель меняется. Молодежь очень быстро взрослеет. И примечательно то, что сейчас нас стало посещать больше молодых людей — тех, кто раньше считал, что в ТЮЗе делать нечего. Хотя, на самом деле, они ходят в тот же театр, практически на те же спектакли, но воспринимают их уже совсем по-другому (улыбается). Это, видимо, какое-то особое психоэмоциональное восприятие сложившейся ситуации.


Что положительного произошло после смены названия? Появилась еще большая ответственность перед той молодежью, которая к нам приходит, которую мы хотим видеть в нашем театре. Мы хотим разговаривать с ребятами на понятном им языке. Я очень долго работаю в театре и должна сказать, что современная молодежь очень сильно отличается от той, что была раньше. Она стала более требовательной, образованной, что ли (возможно это связано с появлением Интернета).


С ней нельзя «кушать» только то, что нравится вам. Нужно ставить актуальные вопросы, обращаться к тем вещам, что ее волнуют, разговаривать на серьезные темы, тогда ей становится интересно. Потому что на просто «развлекуху» она не пойдет, ведь есть масса других способов развлечься.

В театр же приходят для духовного обогащения.

 

Режиссеров нельзя бить по рукам

— Что нового у вас появилось в работе за этот год?

— У нас состоялся проект, посвященный молодой режиссуре, который идет уже второй сезон. Он стартовал в 2011 году, благодаря министерству культуры и целевой программе губернатора Челябинской области. О том, что в стране есть проблема с режиссурой, говорят уже не первый год. Однако мы продолжаем воспринимать молодых режиссеров, как некую манну небесную — вот они придут сейчас и все изменят: театральную политику, репертуар. Однако старшее поколение забывает, что оно тоже когда-то было молодым. Что они тоже старались показать в первом спектакле все то, чему их учили. Поэтому работа с молодой режиссурой сейчас крайне актуальна.


Режиссуру нужно поддерживать, режиссеров нельзя бить по рукам. Должна быть площадка, в которой варилось бы как можно больше молодых специалистов, нам было представлено много различных театральных школ — и не только из Москвы и Петербурга, но из Екатеринбурга и нашей академии культуры. Мы хотели, чтобы молодые ставили на нашей площадке спектакли.

— Современная драматургия очень эклектичная. Вот вы по какому принципу отбираете спектакли для репертуара?


— В декабре мы выпустили «Голого короля» — это работа режиссера «ленинградской школы». Молодой человек, который его поставил — Алексей Истомин, — сейчас учится в аспирантуре и это уже не первый его спектакль. Не могу сказать, что он опытный режиссер, однако у него есть свое видение современного театра. В «Голом короле» события, рассказанные Евгением Шварцем, соотносятся с сегодняшним днем, происходит такое преломление. Я не знаю, хорошо или плохо, но зрители идут на спектакль.


На следующий спектакль пригласили выпускника Екатеринбургского театрального института Павла Каштанова, он поставил «Фанаток». Пьеса тоже не сегодня написана. Она была создана где-то в начале двухтысячных годов, но широко не пошла. Я сама, кстати, никогда не была ни поклонницей, ни фанаткой шоу-звезд. Однако фанатки существуют. За Виктором Цоем многие из них ездили по стране. И сейчас за другими исполнителями ездят. Поэтому по тому, как зал этот спектакль принимает, чувствую, что мы не ошиблись, взявшись за эту тему.


Если же говорить о последней нашей премьере. Почему мы взяли «Кастинг» братьев Пресняковых? Если слово из названия переложить на бытовую жизнь, то ежедневно каждый из нас проходит свой кастинг — по профессии, по взаимоотношениям. Он длится всю жизнь. И молодое поколение это ощущает на себе очень остро.

— Ну да, мы все время что-то выбираем...


— Да, выбираем то, что устроило бы нас, устроило других. Алексей Логачев в этом году заканчивает ГИТИС. Предложил пьесу, а я у него спрашиваю: «Там будут крепкие выражения?». На что он мне ответил: «Роза Захаровна, не волнуйтесь, выражений на сцене не будет». И хотя в спектакле их все же есть несколько, но они не режут слух. Знаете, была такая народная артистка РФ Вера Улик. Обычно не принято, чтобы женщина выражалась. Однако есть мат пошлый, от которого краснеешь, а у нее как поэзия. И вот такое же чувство меры очень важно на сцене, когда грубые слова не режут слух, остаются не замеченными.


Помимо этого режиссер из Самары Оксана Штанина, ученица Праудина, поставила музыкальный спектакль для детей «Динь-Дон, я ваша мама».


Получается, что за это небольшое время мы выпустили по существу четыре спектакля с молодой режиссурой. И это хорошо для труппы. Потому что она со временем костенеет, привыкает к работе с одним режиссером. А тут поработали четыре разные школы, четыре разных молодых человека. И у каждого свой подход к материалу.


Я должна сказать, что к моей радости как руководителя наша труппа увлеченно работала со всеми. Ведь это очень важно для театра: заинтересовать труппу. Заинтересовать актеров значит привлечь зрителя. Это моя мечта. Вообще, у меня две мечты: чтобы на сцене было мало оформления и чтобы артисты царили на ней.

 

Жизнь продолжается


— В следующем сезоне, как я понимаю, вы продолжите работать с современной драматургией?

— Да. У нас репертуарный план сверстан до 2015 года, но это вовсе не означает, что если появится что-то новое, мы это не возьмем в репертуар. В октябре к нам должен приехать Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодежи «Колесо», который проходит по инициативе РАМТА. На фестиваль приезжают руководители многих молодежных театров и ТЮЗов. Театр сам выбирает, какие спектакли показывать, потом идет очень жесткое и профессиональное обсуждение работ театра.


Также в рамках «Колеса» пройдут читки пьес с участием молодых режиссеров и наших артистов. У министерства культуры, СТД и РАМТа есть такой проект «Открытые двери». Мы и сами были бы готовы на многие фестивали выезжать, но все связано с ограниченными финансовыми возможностями. Среди прочего, мы также разрабатываем новый сайт.

В июне мы приглашены на фестиваль молодежных театров «Сибирский кот». 3 июня труппа выезжает в Томскую область в город Северск. Часть труппы, которая останется, будет репетировать новые постановки. В июне театр будет работать для городских детских школьных лагерей.

Беседовал Евгений Ткачев,
фото Вячеслава Шишкоедова

Поделиться

16.11.2025 | 17:00
Маэстро с интересом. Необычный разговор с Юрием Башметом

Интервью со знаменитым альтистом, дирижером, педагогом, народным артистом СССР и просто хорошим человеком Юрием Башметом — для любого журналиста это большая удача.

15.11.2025 | 18:15
45 как юбилей. Ансамбль танца «Урал» устроил праздник

Приказ о создании ансамбля танца «Урал» издан в 1980 году. С тех пор завертелась эта потрясающая и удивительная история — уральский танец.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты