Визит к «Кинотавру»
В выходные завершился 23-й «Кинотавр» — открытый российский фестиваль, каждый год очень многое объясняющий про состояние современного отечественного кинематографа. По словам организаторов, фестиваль посетило порядка 5000 человек. Среди этих гостей было и два известных южноуральца: кинорежиссер и блогер. «ЮП» поговорил с ними о том, что им удалось увидеть.
Сочинский фестиваль глазами челябинцев
В выходные завершился 23-й «Кинотавр» — открытый российский фестиваль, каждый год очень многое объясняющий про состояние современного отечественного кинематографа. По словам организаторов, фестиваль посетило порядка 5000 человек. Среди этих гостей было и два известных южноуральца: кинорежиссер и блогер. «ЮП» поговорил с ними о том, что им удалось увидеть.
«Экстатические наркоманы»
Андрей Загидуллин, кинорежиссер:
— Самое главное, что на «Кинотавре» появился питчинг (мероприятие, на котором создатели фильмов презентуют их своим потенциальным инвесторам. — Прим. авт.). Когда я был на фестивале в 2009 году — такой площадки не было. Теперь же, наконец, появилась площадка, где молодые кинематографисты могут представить свои полнометражные проекты. Стоит заметить, что сначала она работала для крупных игроков киноиндустрии, и только с недавних пор для дебютантов. По идее именно такие мероприятия должны стимулировать развитие кинопроцесса в нашей стране. Спасибо Анне Гудковой за то, что она это все курирует.
На открытии фестиваля витало ощущение некоторой траурности. Усугубляло это впечатление черно-белая символика «Кинотавра», а также то, что на открытие приехало мало, по сравнению с прошлыми годами, звезд и прочих селебрити. Фотографы жаловались, что некого фотографировать. Речь президента фестиваля Александра Роднянского и Федора Бондарчука тоже была не очень оптимистичной. Говорилось, что в последнее время фестиваль все труднее и труднее делать. Так что, наверное, у всех в головах такой звоночек прозвенел: а будет ли следующий «Кинотавр»? Однако в середине фестиваля этот минорный настрой ушел и начался праздник. Потому что кинофестиваль по определению должен быть праздником. Пока Александр Роднянский тянет «Кинотавр» — фестиваль будет существовать.
Нынешняя программа была закономерным продолжением конкурса 2009 года. Так сказать, второй акт. Были представлены вторые фильмы дебютантов. Например, «Жить» Сигарева. Помимо мрачных, впрочем, были и позитивные картины. Было ли жанровое кино? Знаешь, меня очень порадовала конкурсная программа короткометражных фильмов. Я увидел в короткометражках жанровые элементы, чего не было раньше.
Из того, что понравилось, хотелось бы отметить фильм «Я буду рядом» Павла Руминова. Очень необычная для этого режиссера картина. Те, кто видел его «Мертвые дочери» и «Обстоятельство», будут очень сильно удивлены. Это фильм-переживание, который по своей эстетике, наверное, ближе к советскому кино — не по стилю съемки, а именно по интонации. В нем очень сильно ощущалась эта душевность советского кино.
Чем мне понравился новый Сигарев? Потому что он постоянно снимает «Иди и смотри». Он и сам в этом признается, говорит, что лента Элема Климова его любимое кино. «Иди и смотри» — это, наверное, самый жесткий фильм, который я видел в своей жизни. Шок-драма. Фильм «Жить» сделан в аналогичном ключе. Только не про войну, а про русскую глубинку.
Почему Сигарев снимает такое кино? Потому что режиссеры — это экстатические наркоманы, и кино их наркотик. Я считаю, пусть уж на деньги Министерства культуры снимают такие фильмы, как «Жить», чем тот маловменяемый русский трэш, который пылится на файлообменных сетях.
Я не могу сказать, что мне нравится все современно-русское авторское кино. Что я фанат этого явления. Скорее мне нравятся отдельные фильмы. Главная проблема этого кино в том, что очень замкнуто само в себе. Оно производится в масштабах огромной страны, но смотрят его единицы. Пока это будет так, то лет через 20 мало что будет вспомнить. Однако, если это кино будет мощно продвигаться за рубежом, соберет все самые престижные кинопремии, то это может вытянуть его за пределы России.
Из некинематографических впечатлений на ум приходит пожар на «ПЛОТforma» (ночной клуб рядом с Зимним дворцом, где проходит «Кинотавр». — Прим. авт.). Причем, когда я увидел огонь, я сначала подумал, что это какой-то фейерверк или шоу. Даже не сообразил сразу, что это реальный пожар.
«Пытается найти новую фишку»
Максим Сухагузов, блогер:
— «Кинотавр» — место силы. Ежегодно сюда приезжают все важные люди из отечественной киноиндустрии. К тому же фестиваль продолжает оставаться лакмусовой бумажкой, отражать общее положение дел в современном русском (главным образом, в авторском) кино, отмечать какие-то тенденции, тренды, поддерживать своих «воспитанников» и тому подобное. Так, например, в этом году штаб фестиваля всячески хотел обратить внимание киносообщества на пагубное влияние телевидения на киноиндустрию — в конкурсе были откровенные телефильмы, которые могли спокойно реализовать себя на ТВ. Победила картина «Я буду рядом» Павла Руминова, которая вообще задумывалась как сериал.
Я уже второй раз на «Кинотавре», и от этого он стал для меня чуть менее сакральным местом. Какого-то тотального разочарования от фестиваля у меня не осталось. Просто чем больше приближаешься к русскому кино, тем сильнее видишь его недостатки, так как издалека все кажется очень красивым и притягательным. Но я уже прошел такие этапы как любовь или нелюбовь к русскому кино (улыбается).
В конкурсной программе у меня было несколько фаворитов — «Жить» Василия Сигарева и «Конвой» Алексея Мизгерева. Плюс «Кококо» Авдотьи Смирновой. Сигарев впечатлил своей мощью, у него нет «комплекса второго фильма». Это прямое и колкое режиссерское высказывание о самом себе за гранью привычного социального кино. Что касается конкурса, то мне показалось, что он был сильнее, нежели в 2010 году. В этот раз было достаточно много по-настоящему сильных картин уровня международных фестивалей. Другое дело, их обрамляли проходные и никудышные фильмы, которых могло бы и не быть в программе.
Продолжает ли конкурс 2009 года оставаться самым сильным в истории «Кинотавра»? Мне кажется, что тогда фестивалю просто удалось нащупать общую тенденцию, единый тон и волну (прозванную кинокритиками «новой волной»), в результате чего удалось достигнуть цельного высказывания. Теперь же «Кинотавр» каждый год пытается найти новую фишку — ведь на одних Сигаревых и Хомерики далеко не уедешь. Пытается отыскать новые лица и свежие высказывания.
Записал Евгений Ткачев
Поделиться

