Все по «Другому»

21 июля 2012 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич
Все по «Другому»

Он продлится до среды следующей недели. Всего на нем — с регулярными повторами — покажут пять фильмов. Пока показали два, сегодня ожидается третий. «ЮП» рассказывает об увиденном.

В Челябинске стартовал всероссийский фестиваль «Другое кино»


Он продлится до среды следующей недели. Всего на нем — с регулярными повторами — покажут пять фильмов. Пока показали два, сегодня ожидается третий. «ЮП» рассказывает об увиденном.

Новости с Аппенин


В Челябинске фестиваль открывал «Цезарь должен умереть» (Cesare deve morire) братьев Тавиани. Лауреат последнего Берлинского фестиваля «Цезарь» представляет, если так можно выразиться, новое итальянское кино со старым лицом. В том плане, что его режиссеры — 80-летние братья Паоло и Витторио Тавиани, которые всем уже все доказали. Тем не менее, они с неувядающей страстью и самурайским спокойствием продолжают снимать кино, одинаково беспристрастно сочетая в своем творчестве и постановки по Льву Толстому, и, как в случае с «Цезарем», по Шекспиру.


«К концу прошлого века итальянское кино окончательно обмелело. Оно (как и российское, кстати) живет воспоминаниями о великом прошлом», — пишет московский кинокритик Мария Кувшинова. И с ней трудно не согласиться.


Однако и в итальянском кино тоже случаются свои фестивальные хиты. Например, «Изумительный» (Il divo) Паоло Соррентино, или же «Гоморра» (Gomorra) Маттео Гарроне. «Цезаря», рассказывающего о том, как зэки одной из итальянских тюрем ставят спектакль по Шекспиру, трудно, конечно, причислить к таким хитам. Это очень спокойное, ровное, добротное кино. Видно, что его режиссеры мастерски владеют техникой, умеют держать напряжение, не забывают играть с формой (флэшбеки в картине, например, окрашены в черно-белый цвет).
В их докудраме — псевдодокументальном фильме — присутствуют актуальные нотки (у нас на Урале тоже, например, есть такие герои, как в фильме итальянских режиссеров: в челябинской исправительной колонии мулатка Маргарита Диалло читает рэп, а в Перми группа заключенных рисует анимационные фильмы). К героям проникаешься сильной симпатией, и в этом плане «Цезарь»  очень гуманистическое кино. Его единственный, но, пожалуй, жирный минус заключается в том, что мораль в нем, как и в баснях Эзопа, в финале проговаривается в лоб.


В связи в с этим картина приобретает совсем уже какое-то дидактическое звучание. И в этом случае меньше всего от братьев Тавиани хотелось бы услышать пенсионерское высказывание в духе позднего Эльдара Рязанова.


После показа фильма (который, к слову, еще можно будет увидеть 25 июля в 19:00) было его подробное обсуждение с куратором фестиваля, кинокритиком Борисом Нелепо (беседу с ним читайте в одном из ближайших номеров «Южноуральской панорамы»).

Новогодняя история


Из других фильмов фестивальной программы стоит отметить «Со мною вот что происходит» Виктора Шамирова (сегодня в 23:00). Видевший его на последнем «Кинотавре» челябинский блоггер Максим Сухагузов рассказывает о картине примерно следующее: «Эта тонкая, почти бессюжетная новогодняя зарисовка, которая, на первый взгляд, может показаться слишком неброской лирической комедией с не совсем привычным Гошей Куценко. 31 декабря два отдалившихся друг от друга брата в исполнении Куценко и Виктора Шамирова узнают о смертельной болезни отца и из-за московской суеты и пробок вынуждены провести Новый год вместе с несчастной девочкой-подростком на улице. Герой Куценко на протяжении всего фильма самонадеянно учит текст песни «Со мною вот что происходит…» из известного российского новогоднего фильма, чтобы поразить начальника на корпоративе.


Собственно, та самая ирония судьбы превращает последний день года этой довольно нескладной троицы героев в череду личных неудач и разочарований, но с открытым хеппи-эндом. Фильм был незаслуженно обойден вниманием на последнем «Кинотавре», быть может потому, что был показан в самый последний день фестиваля. В России, оккупированной сейчас всевозможными «Елками», со времен советской мелодраматической классики, пожалуй, не было таких новогодних фильмов, которые были бы выполнены в стиле, так сказать, «лаундж». Здесь интонация важнее сюжета, а послевкусие от кино важнее поп-корна».

Евгений Ткачев

Поделиться

16.11.2025 | 17:00
Маэстро с интересом. Необычный разговор с Юрием Башметом

Интервью со знаменитым альтистом, дирижером, педагогом, народным артистом СССР и просто хорошим человеком Юрием Башметом — для любого журналиста это большая удача.

15.11.2025 | 18:15
45 как юбилей. Ансамбль танца «Урал» устроил праздник

Приказ о создании ансамбля танца «Урал» издан в 1980 году. С тех пор завертелась эта потрясающая и удивительная история — уральский танец.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты