География съемок

12 января 2013 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич
География съемок

В конце 2012 года стало известно, что челябинский фотограф Наталья Беленцова стала победителем национального фотоконкурса «Дикая природа России-2012», организованного журналом «National Geographic» и Русским географическим обществом.

Наталья Беленцова о пейзажной фотографии и путешествиях

В конце 2012 года стало известно, что челябинский фотограф Наталья Беленцова стала победителем национального фотоконкурса «Дикая природа России-2012», организованного журналом «National Geographic» и Русским географическим обществом.

Главный приз — 300 000 рублей — Наталье вручил министр обороны Российской Федерации и одновременно президент Русского географического общества Сергей Шойгу. Церемония награждения прошла в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве.

Наталья Беленцова сделала снимок под названием «Сокровища гномов» в сентябре прошлого года на Камчатке, в ледниковой пещере неподалеку от Мутновского вулкана. Корреспондент «Южноуральской панорамы» поговорил с фотографом о ее творческом методе, экстремальных путешествиях и о том, убивают ли технологии фантазию.

 

Преображение пещеры


— Откуда взялась идея поездки в такую даль — на Камчатку.

— На Камчатку хотелось поехать очень давно. Была наслышана о красоте этих мест. Но почему-то всегда думалось, что это страшно дорого и не доступно. Однако оказалось все вполне приемлемо, было бы желание. Комфортабельных номеров нам было не нужно, да и на большей части территории полуострова их просто нет. Хотелось окунуться в действительно дикую природу. В результате впечатлений масса.


Кстати, руководитель группы заверял нас, что мы едем в теплое время, в места, где абсолютно безопасно, поскольку медведи там не водятся. Но по приезде к подножию Ключевской сопки — в долину Великанов — нас сразу же завалило на три дня снегом, а за непогодой в гости пришли и медведи. В общем, когда я была там, говорила себе, что больше никогда-никогда не поеду в такое путешествие. Но после возвращения домой меня охватила ностальгия и желание вновь вернуться туда. Совсем недавно мне было очень грустно, даже больно услышать, что одного из мест, где мы ночевали, больше уже не существует. Станция вулканологов Ленинградская была уничтожена проснувшимся вулканом Толбачик. В этом месте мы ночевали в домиках, так как из-за сильных ветров палатки просто уносит.

— А как был сделан снимок-победитель?


— Если говорить о пещере, в которой была сделана фотография, то эта пещера находится около Мутновского вулкана, недалеко от еще одной точки базирования вулканологов — «домика Вакина».


Снаружи пещера при дневном свете выглядела малопривлекательно: серый, грязноватый лед, на входе холодно и мокро, да еще и опасно, стеночки тонкие, вот-вот обвалятся. Но ребята из нашей группы уверенно заходили внутрь, и я поняла: надо идти. И вот, когда я зашла внутрь, пещера начала преображаться. Солнечный свет, проходя через тонкие неровные стенки пещеры, преломлялся и создавал удивительные оттенки и краски. Это захватывает, стремишься сразу же запечатлеть такое. Начинаешь снимать, снимать, снимать и забываешь обо всем, о том, что руки уже давно остыли, что вода капает за шиворот, что фотоаппарат уже весь промок и скоро снимать перестанет. Наш немецкий коллега вообще два раза упал в холодную воду. Уходил, переодевался и снова снимал. Открывающаяся картина удивляет, увлекает и завораживает. Время останавливается.


Сейчас, просматривая все фотографии, сделанные в пещере, я обнаружила, что разброс по времени между первой и последней фотографией составляет порядка шести часов с перерывом на обед, когда меня просто насильно утащили от съемки (улыбается). Сама пещера очень длинная, наверное, порядка 200 метров, а может и больше. Я снимала первые 50 метров пещеры и дальше не ходила. Стоило хоть немного, хоть на один метр сместиться от точки съемки — и цвета в пещере менялись. Лед был истончен везде по-разному, и естественная подсветка давала разные эффекты. И вот один из кадров этой пещеры получился совсем фантастическим по цветовым оттенкам, именно его я и выслала на конкурс.

 

Уникальность состояния


— Скажите, а где вы еще бывали? Где хотели бы побывать еще?


— Это не первое мое путешествие. И большое счастье, что это увлечение разделяет мой муж. Даже и не могу сейчас сказать, у кого эта тяга проснулась в первую очередь, да это и не важно. Главное, что начав познавать мир, уже не можешь остановиться.


Мы начали путешествовать лет 15 назад, а более активно — 5-7 лет. Стараемся каждые выходные выезжать на родные просторы, исследовать природу Южного Урала, особенно любим горы. По миру тоже поездили, но еще столько всего хочется увидеть.


И если раньше удобства играли важную роль, то сейчас они уже второстепенны. Главное в поездке не комфорт, а возможность увидеть красивые и необычные места, узнать что-то новое, прикоснуться к другой культуре. Если говорить о природе, то красивых мест в мире много, но наша родная природа  какая-то теплая, душевная, милая сердцу. Заграничная природа — она для впечатлений, удивлений, открытий, а наша, уральская — для сердца, для расслабления и отдыха, для очищения и наполнения души.


Вообще, в нашей стране столько удивительных уголков! Мне хотелось бы побывать на Байкале, Алтае, Саянах, Карелии, Арктике и еще многих других местах.

— Какой была ваша самая экстремальная поездка?


— Наверное, Камчатка. Скажу честно, я очень напугалась, когда медведи разорили соседний лагерь, порвав все палатки в отсутствие хозяев. Я после этого не могла спать ночью, а наутро эти медведи пришли в гости к нам на завтрак. Никакие наши крики и отпугивания не могли заставить их отказаться от намерения позавтракать с нами. Нам пришлось спешно снять лагерь и уехать в другое место.


— Хотелось бы поговорить о фотосъемке. Если я все правильно понимаю, сейчас пленка практически превратилась в раритет. Все в основном снимают на «цифру». Технологии очень быстро развиваются. Но тут есть и обратная сторона. Когда у человека появляется широкое поле для возможностей, иногда наступает ступор. Как вам кажется, технологии вредят фантазии или наоборот, помогают ей раскрыться в новом ракурсе?


— Мне кажется, что технологии фантазии не вредят, а помогают ей. Для себя, конечно, я отмечаю, что снимая на пленку, выверяешь каждый кадр, прежде чем нажать на кнопку. При съемке на «цифру» мышление работает совершенно иначе (по крайней мере у меня): сейчас сделаю побольше кадров, а потом выберу. А потом сижу и «плачу» над этим обилием фотографий, которые отличаются друг от друга совсем чуть-чуть. Удалить жалко, выбрать не можешь, и в результате уходит масса времени на просмотр всего этого объема и отбор лучших.


Хотя обычно бывает так, что я каким-то чутьем выбираю несколько кадров, сразу их обрабатываю и они оказываются лучшими, а над остальными потом сидишь, но уже кажется что?то не то, чего-то не хватает. Возможно, не хватает вдохновения, с которым обрабатываются первые фото, когда только приезжаешь из поездки и впечатления еще самые свежие.

— Что для вас пейзажная фотография — попытка рассказать историю места?


— Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это и стремление рассказать историю места, это и желание передать какую-то эмоцию природы, это и тяга выразить свое отношение к природе, к ее состоянию, и желание подчеркнуть уникальность этого состояния. Главное, наверное, это надежда пробудить любовь к природе у зрителя. Я давно отметила для себя: как ты относишься к природе, так она тебе и отвечает. Я всегда прихожу в лес, в горы, к озеру как гость, а не как хозяин, и прошу меня принять. И тогда я начинаю чувствовать связь между мной и тем местом, в котором я нахожусь.


Беседовал Евгений Ткачев,

фото Натальи Беленцовой

 

Снимок "Сокровища гномов" стал победителем фотоконкурса "Дикая природа России-2012"

 

Организаторы путешествия на Камчатку медведей не обещали, но они пришли и изрядно потрепали нервы челябинских туристов

Поделиться

16.11.2025 | 17:00
Маэстро с интересом. Необычный разговор с Юрием Башметом

Интервью со знаменитым альтистом, дирижером, педагогом, народным артистом СССР и просто хорошим человеком Юрием Башметом — для любого журналиста это большая удача.

15.11.2025 | 18:15
45 как юбилей. Ансамбль танца «Урал» устроил праздник

Приказ о создании ансамбля танца «Урал» издан в 1980 году. С тех пор завертелась эта потрясающая и удивительная история — уральский танец.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты