Никакого фокуса
В этом году область ожидает масса фестивалей, ряд из которых связан с кино. А в январе в Челябинске прошел «Полный артхаус». Корреспондент «ЮП», которому посчастливилось стать одним из его членов жюри, решил поделиться опытом организации кинофорума в надежде, что этот пример как-то поможет в проведении подобных мероприятий.
Почему организация кинофестивалей — это рутинная работа
В этом году область ожидает масса фестивалей, ряд из которых связан с кино. А в январе в Челябинске прошел «Полный артхаус». Корреспондент «ЮП», которому посчастливилось стать одним из его членов жюри, решил поделиться опытом организации кинофорума в надежде, что этот пример как-то поможет в проведении подобных мероприятий.
По ту сторону «баррикад»
Чтобы объяснить, как я впутался в эту историю, нужно начать с самого начала. Мое увлечение кинофестивалями началось с киноблога «Спойлер» на сайте журнала «Афиша». Впрочем, даже еще раньше — с фестивальных дневников «Афиши» 2007 года. «Наш блог задумывался как подрывной проект — пародия на взрослую фестивальную критику. Потом вдруг оказалось, что нас читает пятьдесят тысяч человек, и в итоге мы занимались этим три года», — признался позже в интервью Роман Волобуев, один из авторов «Спойлера». Очарование от этой «подрывной деятельности» осталось в моей памяти и остается там до сих пор, когда я освещаю какой?нибудь фестиваль. К слову, за последние 4 года мне удалось побывать на 4 различных кинофорумах: от Москвы до Владивостока.
Я был на ММКФ, в Сочи на «Кинотавре» и во Владике на «Меридианах Тихого», но больше всего мне запомнилась «Текстура» в Перми — в силу ее разноплановости: в программе этого фестиваля сочетаются сразу два медиа — театр и кино. Каждый раз, когда я возвращался с какого-нибудь фестиваля, мне хотелось, чтобы нечто подобное было и у нас в городе. Я очень долго ныл — в печати и еще больше в жизни — что Челябинску нужен свой фестиваль.
«Бойтесь своих желаний. Они имеют обыкновение сбываться».
Так получилось, что я стал членом жюри первого фестиваля авторского кино «Полный артхаус». И это был интересный опыт. Всегда любопытно оказаться по ту сторону баррикад, заглянуть в закулисье, проникнуть в киноаппаратную или мастерскую волшебника, чтобы узнать, в чем фокус.
Главный вывод, который я сделал после недели общения с организаторами и другими членами жюри: никакого фокуса нет. Организация фестиваля — это тяжелая работа, и стоит снять шляпу перед теми энтузиастами, чьими силами подобные мероприятия проводятся. На самом деле на это уходит немало человеческих нервов и ресурсов. Ведь нужно составить программу фестиваля, пригласить гостей, согласовать их график пребывания, не потерять самоконтроль, если вдруг диск с фильмом не запустится, а еще решить кучу других мелких проблем и так далее.
Особенности фестдвижения
Тут стоит оговориться, что «Полный артхаус» — реинкарнация фестиваля «Новое кино России», который проводился в Челябинске с 2001-го по 2006 год. И перед его организаторами стоит непростая задача: вернуть то, что было утеряно. Очевидно, что фестивальное движение середины нулевых сильно отличается от фестивального движения начала десятых. Тогда полноценного проката современного русского авторского кино в стране толком не было. Нет его и сейчас. Зато сейчас есть торрент-трекеры (файлообменные сети) и онлайн-кинотеатры, поэтому показы фильмов на подобных региональных фестивалях (особенно, если картины демонстрируются не совсем свежие) не несут уже особого, эксклюзивного характера. Тут включаются иные механизмы. Точнее, мне кажется, их два.
Во-первых, у зрителей появляется возможность обсудить ленты с их создателями. Грубо говоря, спросить у авторов картин, зачем они их сделали (в связи с этим очень хочется верить, что на следующий «Полный артхаус» приедет побольше гостей, и аншлаг будет не только на Ренате Литвиновой).
Во-вторых, составить представление о русском авторском кинематографе в целом. Это лучше делается не во время просмотра одного фильма, а например, семи, как это было в Челябинске.
И что еще немаловажно, да что там — просто необходимо — находить интересные, новые, незатертые имена. Такие, например, как Владимир Панков. Его фильм «Доктор», показанный в конкурсной программе, взял гран-при фестиваля. И не случайно — на фоне заслуженных мастеров (вроде Алексея Балабанова) всегда интересно посмотреть на молодых и дерзких, чей кинематограф излучает задорную энергетику.
Ну и конечно, вокруг любого фестиваля формируется своя неповторимая аура, свой дух или, если угодно, фишка. Как, например, в той же Перми сочетание театра и кино. Ее тоже очень важно найти. А потом постепенно развивать. Тогда может получиться что-то действительно интересное. И зритель обязательно подтянется (хотя справедливости ради надо заметить, город меня приятно удивил: я лично думал, что на показах в кинотеатре имени Пушкина будет гораздо меньше зрителей).
Эксперты отмечают, что на свете существует всего несколько фестивалей, которые влияют на кинематографическую картину мира — это Канны, Венеция, Торонто и «Сандэнс». Все остальные работают исключительно для того, чтобы формировать культурный фон города. Хочется верить, что со временем «Полный артхаус» тоже сформирует для Челябинска свой неповторимый культурный фон.
Евгений Ткачев
Поделиться

