Тело техники

18 мая 2013 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич
Тело техники

Перед премьерой спектакля «Погружения и всплытия» Челябинского театра современного танца «ЮП» поговорила с его танцовщиками и художественным руководителем Ольгой Поной о том, почему танцевать проще...

Театр современного танца готовит премьеру


Перед премьерой спектакля «Погружения и всплытия» Челябинского театра современного танца «ЮП» поговорила с его танцовщиками и художественным руководителем Ольгой Поной о том, почему танцевать проще, чем говорить и зачем эмоции лучше прятать на сцене.

 

Выходят на новый уровень


Только что у труппы Театра современного танца завершилась репетиция, которая проходит в спортзале дворца культуры глухих в центре Челябинска. Ребята спускаются в подвальчик, который служит своеобразной штаб-квартирой этого, на самом деле, прославленного коллектива. Спектакли театра восемь раз номинировались на национальную театральную премию «Золотая маска» и дважды становились ее обладателями.


Пока танцовщики переодеваются, художественный руководитель театра Ольга Пона решает организационные вопросы — договаривается о расклейке афиш нового спектакля «Погружения и всплытия», который и служит информповодом нашей встречи. Ребята тем временем, быстро переодевшись, убегают. Но мне удается пообщаться с тремя танцовщицами, каждая из которых начинала занимается в театре в разное время.


Татьяна Лумпова: «Я попала сюда в 1997 году по приглашению Владимира Поны. Работаю в театре давно, и мне очень интересно находиться в этом коллективе, заниматься творчеством, пробовать себя в чем-то новом и пропускать танец через себя». Юлия Абрамова: «Я увидела выступления театра, когда еще училась в школе. Тогда не могла и предположить, что буду танцевать в его составе. Но после колледжа «заразилась», решила попробовать и закрепилась, чему очень рада». Татьяна Тузикова: «Я совсем новый участник. Пришла сюда на практику после Академии культуры и искусств. Осталась и теперь тоже занимаюсь творчеством с ребятами».


Этих девушек объединяет не только то, что их истории похожи и что они являются членами одной труппы, но и то, что в конце беседы они единодушно с улыбкой признаются: им проще танцевать, нежели говорить.


По словам Татьяны Лумповой, театр — основное место их работы, все остальное — хобби или другая работа: «Не сказать, что совмещать одно с другим легко, однако основной выплеск творчества происходит именно в театре. Но при этом необходимо заметить, что второстепенная работа тоже не менее серьезна. У кого-то из ребят уже есть свои коллективы, шоу-балеты, кто-то преподает, при этом театр очень помогает в этой работе. Интересно передавать свой опыт детям, студентам, участникам коллектива, когда можешь им что-то подсказать, посоветовать». По мнению Татьяны, сейчас танцоры выходят на такой уровень, что, помимо физических навыков (умения сесть на шпагат и так далее),  проявляют себя и как мыслящие существа: они выплескивают свои мысли на танцпол через движения — и все это переходит в область именно искусства.


Когда я спрашиваю у этой исполнительницы, к каким мыслям ее привел спектакль «Погружения и всплытия», девушка отвечает: «Погружения» — это погружение в себя, в свой, так сказать, мышечный аппарат. То есть мыслями ты погружаешься в свою реальность, ищешь философию во всем этом. А «всплытия» - это возвращение в реальность, в быт, во что-то настоящее. Что характерно для  музыки спектакля.»

 

Открывать таланты


В спектакле «Погружения и всплытия» задействован весь танцевальный состав театра — 12 человек. Но это не первая масштабная постановка коллектива: были, например, еще «Пунктиры». Для танцовщиков подобные эксперименты интересны тем, что «в их результате образуется синтез, в котором интересно существовать». Ольга Пона, в свою очередь, объясняет многонаселенность спектакля следующим образом:


— Таким образом мне хочется проявить талант каждого исполнителя, ведь все ребята разные. Кто-то уже имеет колоссальный опыт работы, так как танцует в театре долгое время. Кто-то, наоборот, является свежей кровью. И такие ребята, кстати, самые непредсказуемые: их еще только следует открывать для зрителя, да и для меня тоже. А мне очень нравится открывать новые таланты. Те же исполнители, которые имеют какую-то репутацию и заслуги, тоже часто преподносят сюрпризы. Для меня очень важно, какие смыслы они ищут во время танца, как глубоко копают и что находят.


Всех я принуждаю к постановке спектаклей, к сочинению комбинаций. Часто артисты становятся моими соавторами, так как все мы являемся единомышленниками — мы как одна команда, как одна семья. У нас нет людей, которые работают не по собственному желанию.


С большим количеством исполнителей в одной постановке работать действительно сложнее, однако, несмотря на то что в спектакле «Погружения и всплытия» занята вся труппа, он в основном будет состоять из дуэтов — камерных эпизодов. Хотя, конечно, будут и массовые сцены.


Не так давно Челябинский театр современного танца побывал сразу на двух фестивалях — в Омске («Точка») и в Казани («Теловидение»).

— На оба этих форума, которые устраивают энтузиасты, приглашаются зарубежные и российские коллективы. Так что появляется возможность посмотреть на разные стили и хореографические направления, — рассказывает Ольга Николаевна. — В Казани мы, например, обнаружили большое количество людей, интересующихся современным танцем. Это умные, ищущие люди, которым было интересно не только посещать мастер-классы, но и инициировать разговор о природе творчества, о том, как создается спектакль, как решаются организационные проблемы в уже существующем коллективе, как работать с труппой. Именно такие фестивали дают толчок для дальнейшей работы.

 

Поиск собственного стиля


Танец считается видом искусства, но когда-то он вышел из ритуала. Спрашиваю у Ольги Николаевны, насколько, по ее мнению, в сегодняшнем танце присутствует ритуальный элемент?

«Когда танцовщик погружен в то, что он делает, когда он не демонстрирует себя, а занят размышлением методом собственного тела, тогда танец становится ритуалом, — говорит худрук. — На мой взгляд, современный танец — это попытка хореографа отразить в своем произведении время, в котором он живет. При этом на него обязательно оказывает влияние культура, в которой он воспитан. В современном танце сколько направлений, столько и хореографов. Каждый из них находится в поисках собственного стиля, как писатель находится в поисках своего языка. Хотя имеется всего 33 буквы алфавита, комбинировать их можно бесконечно. Так и в танце».


Я вспоминаю слова танцовщиц о том, что им проще танцевать, нежели говорить. Пытаюсь понять у Ольги Поны, почему это так.

— Мысль, высказанная в слове, достаточно прямолинейна, — говорит она. — Мысль, выраженная в движении, тоже не вполне абстрактна, потому что мы все-таки имеем две руки, две ноги, голову и туловище, но она шире по понятию, потому что она не вербальна. Каждый зритель воспринимает ту мысль, которая дошла до его сердца. Поэтому она абстрактнее, нежели словесное высказывание. Также в современном танце эмоция спрятана, потому как танцовщик погружен в себя, он не презентует свою личность. За этой глубиной есть обезличивание. Именно тогда, когда ты забываешь о себе на сцене, становишься более интересным. Эмоция не главное достижение, наоборот, эмоционально мы, танцовщики современного танца, стерты. Тем не менее эмоциональное воздействие на зрителя происходит.

фото Вячеслава  Шишкоедова

 

Новый спектакль труппа покажет в драмтеатре имени Наума Орлова, так как своей сцены не имеет

Поделиться

16.11.2025 | 17:00
Маэстро с интересом. Необычный разговор с Юрием Башметом

Интервью со знаменитым альтистом, дирижером, педагогом, народным артистом СССР и просто хорошим человеком Юрием Башметом — для любого журналиста это большая удача.

15.11.2025 | 18:15
45 как юбилей. Ансамбль танца «Урал» устроил праздник

Приказ о создании ансамбля танца «Урал» издан в 1980 году. С тех пор завертелась эта потрясающая и удивительная история — уральский танец.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты