На «Кинотавре» заявило о себе молодое поколение режиссеров

18 июня 2014 Автор: Ткачев Евгений Валерьевич
На «Кинотавре» заявило о себе молодое поколение режиссеров

На завершившемся в Сочи фестивале «Кинотавр» побывал эксперт по современному русскому кинематографу Максим Сухагузов. «ЮП» расспросила его о том, какие фильмы в конкурсной программе произвели на него наибольшее впечатление и в какую сторону движется отечественный кинопроцесс.

 На завершившемся в Сочи фестивале «Кинотавр» побывал эксперт по современному русскому кинематографу Максим Сухагузов. «ЮП» расспросила его о том, какие фильмы в конкурсной программе произвели на него наибольшее впечатление и в какую сторону движется отечественный кинопроцесс.

 — До меня на этом «Кинотавре» дошло, что я его ровесник — мне тоже 25 лет (улыбается). Немногие знают, но первый фестиваль проводился в 1990 году в Подольске и не был похож на тот кинофорум, каким мы знаем его сейчас. Все дело проходило на базе какого-то досугового комплекса — не было никаких наград, да и кинопроката тогда в стране уже тоже, кажется, не было. Так что мероприятие называлось «Фестиваль некупленного кино» и предназначалось для того, чтобы кинематографисты могли показать свои картины где-то в хорошем месте. На следующий год киношная тусовка перебралась в Сочи: море, отдых.

 Вообще, «Кинотавр» изначально задумывался как поддержка русскому кино. Удивительно, что за эти 25 лет ничего не изменилось. То есть, конечно, изменилось многое (и отечественное кино вышло на совершенно другие позиции), но фестиваль в Сочи все равно остается главной неделей для русского кинематографа за год. Там определяются все тенденции и тренды. Фильмы туда приходят «голые», но именно там они обретают себе имя. Уже потом, когда картины выходят в прокат, они обрастают определенным бэкграундом, критикой, мнениями, или ничем не обрастают.

 «Кинотавр» мечтает стать зрительским фестивалем. Чтобы как на Берлинале, на фильмы ходила не только фестивальная публика, но и все остальные люди. Если у фестиваля появится новая площадка, и «Кинотавр» переедет из Зимнего театра в какой то другой, более мощный комплекс, то, возможно, у него это получится. Но ситуация осложняется тем, что вообще непонятно, что будет через год с фестивалем, как и со всем фестивальным движением. Оно куда то отпадает, умирает, исчезает, трансформируется во что то новое. Например, на этом «Кинотавре» было много пессимистических настроений.

 Я, кстати, думал, что как и на омском «Движение», в этом году в Сочи тоже, помимо фильмов, будут показывать сериалы. Но этого не случилось. Например, отборщики не взяли хороший сериал «Саранча» с Петром Федоровым. Вообще, программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева хочет делать не просто подборку лучших фильмов за год, а, скажем так, ретроспективу всего самого важного, что у нас происходит в кинопроцессе.

 Поэтому на фестивале низкобюджетное кино соседствует с артхаусом, а тот в свою очередь с мейнстримом, который тоже трансформируется.

 То есть «Кинотавр» старается охватить все возможные отрасли, в том числе и документальное кино.Появятся ли там когда-нибудь фильмы Сарика Андреасяна (одиозный режиссер, специализирующийся на так называемых «добрых комедиях». — Прим. авт.)? Кто знает! Например, фильм «Ч/Б» Евгения Шелякина, присутствующий в основном конкурсе, был сделан в андреасяновском ключе. Эта картина была отобрана на фестиваль, потому что она наглядно демонстрирует то, как мейнстрим начинает препарировать остросоциальные темы (например, ксенофобию) на своей территории.

 В этом году конкурс был очень сильный. Из 14 фильмов где то 10 оказались важными. Их можно было разделить на три категории: мощные дебюты, неожиданные преображения и классные возвращения.

 К первым относится «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского, который получил приз «За лучший дебют». Это реально мощное явление молодого режиссера, который делает кино просто на разрыв — радикальное, провокационное, невероятно талантливое!

 В своем творчестве он скрещивает традиции европейского и советского кинематографа. Он не скрывает, что ему нравятся Ларс фон Триер. «Класс коррекции» — это фильм, который тебя сначала раздражает, потом начинает радовать, затем смешит. Это такое большое эмоциональное путешествие на два часа, которое ты никогда не забудешь. Твердовский так расставляет сцены друг за другом, что ты от этой картины никак не отвернешься.

 Другой, не менее мощный дебют получился у Наталии Мещаниновой. Ее «Комбинат «Надежды», правда, никак не был отмечен. Хотя это, очевидно, прилив новой крови, она из того же поколения, что и Твердовский. Уже понятно, что в русское кино пришли молодые люди, которые рассказывают истории совсем по-другому. В нулевые это были «новые тихие», которые в своей отстраненной манере выстраивали повествование, а нынешние ребята снимают личные драмы, поэтому они не тихие, а очень даже громкие. Они к зрителю очень сильно повернуты лицом.

 Если же говорить о возвращениях, то они тоже были крайне яркими. Спустя несколько лет вернулись Оксана Бычкова («Питер FM», «Плюс один») и Анна Меликян («Русалка») с картинами «Еще один год» и «Звезда». Они сняты с той же интонацией, что и раньше, но в то же время с иной подачей, другой драматургией. А вот Александр Котт, чья лента «Испытание» взяла главный приз, тоже снял необычное для себя кино. До этого он специализировался на мейнстриме, делал «Брестскую крепость», сериал «Обратная сторона Луны». А если и снимал какие то авторские вещи, то в короткометражном формате. А тут он сочинил историю на территории авторского кино, без слов, построенную на операторской работе.

 

Поделиться

16.11.2025 | 17:00
Маэстро с интересом. Необычный разговор с Юрием Башметом

Интервью со знаменитым альтистом, дирижером, педагогом, народным артистом СССР и просто хорошим человеком Юрием Башметом — для любого журналиста это большая удача.

15.11.2025 | 18:15
45 как юбилей. Ансамбль танца «Урал» устроил праздник

Приказ о создании ансамбля танца «Урал» издан в 1980 году. С тех пор завертелась эта потрясающая и удивительная история — уральский танец.

24.03.2015 | 12:54
«Не метод, а обстоятельства». Антон Долин о том, как стать народным кинокритиком

Специальным гостем челябинского фестиваля «Открытая книга», проводимого лицеем № 31, стал известный московский кинокритик, радиоведущий, автор нескольких книг Антон Долин

Новости   
Спецпроекты