Увельский район. Владимир Зяблин: «Кризис — не время сдавать позиции»

9 Июня 2014
Увельский район. Владимир Зяблин: «Кризис — не время сдавать позиции»

Федеральная компания «Увелка», которая уже много лет остается одной из главных достопримечательностей поселка Увельский, была создана в начале 90-х, на стыке эпох. В стрессовые для экономики времена аспирант Владимир Зяблин решил всерьез заняться гречневым бизнесом — и не прогадал.

 

Федеральная компания «Увелка», которая уже много лет остается одной из главных достопримечательностей поселка Увельский, была создана в начале 90-х, на стыке эпох. В стрессовые для экономики времена аспирант Владимир Зяблин решил всерьез заняться гречневым бизнесом — и не прогадал. Уже больше десятка лет ООО «Ресурс» (торговая марка «Увелка») удерживает лидерство в сегменте российского рынка круп в варочных пакетиках, и в компанию стоит очередь из банков, готовых дать кредит без всяких залогов и поручительств.

 — Кто бы там что ни говорил, но с середины 90-х годов мы живем и работаем в рыночной среде, это однозначно, — уверяет Владимир Зяблин. — И никто нам не мешает работать, хотя кто то пеняет на российские законы, которые, дескать, препятствуют развитию бизнеса. Но законы для всех одинаковы. Просто надо понимать, что если ты готов бороться с трудностями и действительно с ними справляешься, то многие твои конкуренты не смогут сделать того же самого. И все — ты уже вырвался вперед. А по поводу кризисов в экономике могу сказать, что это не время сдавать свои позиции, а наоборот, — наращивать темп. «Ресурс» мы закладывали тоже в кризис, в 1998 году. Многие тогда заняли выжидательную позицию, никто никуда деньги не вкладывал. А мы строили. Рассуждали так: кризисы приходят и уходят, а люди будут кушать всегда.

 Владимир Зяблин немногословен, когда рассказывает о стартовом периоде своего бизнеса. Учился в аспирантуре Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства (кстати, вместе с нынешним главой Увельского района Анатолием Литовченко), уже тогда вынашивал идею организации производства и «рисовал» проекты цехов, потом предложил компаньонам рискнуть… «И на сегодняшний день имеем определенные результаты», — как бы вскользь, не желая скатываться в патетику, отмечает руководитель. Хотя вполне очевидно, что рыночные показатели, которые стоят за этой казенной формулировкой, — предел мечтаний для многих предпринимателей.

        Сейчас предприятие выпускает более 50 процентов всей промышленной продукции в районе, — рассказывает директор компании. — По итогам прошлого года сработали в плюс, с динамикой прироста производства и продаж на уровне 20 процентов. И уже за пять месяцев этого года мы дали прирост около 17 процентов. Рыночная доля ежегодно растет. Все показатели — и натуральные, и стоимостные — растут, эффективность тоже. Производительность труда на одного работника достигла шести миллионов рублей в год. Уверен, это самый высокий показатель в районе.

          От каких видов продукции зависит основной финансовый результат?

        Прежде всего — это крупы в варочных пакетах, и здесь «Увелка» безусловный российский лидер. Рыночная доля «Ресурса» в этом сегменте составляет 55 процентов. Для сравнения — ближайший конкурент занимает 15 процентов. Кроме того, мы выпускаем сладкие каши и крупы с добавками, а также крупы в мягкой упаковке. Также производим зерновые хлопья, но здесь нам еще есть куда расти.

         Известно, что предприятие к 2000 годам едва не потерпел крах. Что было причиной и как удалось спасти бизнес?

       По сути, с 1993 года мы были просто переработчиками и оптовыми продавцами. И вполне успешно работали так до 1997 года, пока весовая гречневая крупа была еще востребована и при продаже оставалась добавленная стоимость. Но с каждым годом доходность снижалась, и в итоге рентабельность подошла к нулю. Мы поняли, что на одном производстве деньги не заработаешь, нужно зарабатывать на добавочной стоимости за счет бренда. Так появилась торговая марка «Увельская крупяная компания». Кстати, мне тогда здорово помогли курсы бизнес-подготовки в Академии народного хозяйства — пришло понимание, как построить марочную политику, создать дистрибуцию. И дело пошло. А спустя несколько лет переименовались в «Увелку».

         Как вы пришли к производству круп в пакетиках, была какая то подсказка?

        Нашим коньком всегда было высокое качество продукции. Но как убедить в этом потребителя? Он ведь не может адекватно оценить качество зерна в мешке или даже в упаковке. Нужно было как то выделиться. И когда мы начали делать крупы в варочных пакетах, покупатель сразу оценил. По сути, мы первыми в России расфасовали крупы в варочные пакеты. В середине 90-х на отечественном рынке был представлен рис UncleBens, собственно, они только рис в пакеты и закладывали. И мы их благополучно вытеснили, когда начали такую работу. Сегодня у нас 16 видов круп в варочных пакетах. Но нам пришлось изрядно потрудиться — мы подолгу экспериментировали, прежде чем утвердить определенные комбинации продуктов. Есть у нас, например, рис с пшеном «Дружба». Попробовали продавать — пошло. Оказывается, такой продукт в свое время был весьма распространен в Казахстане.

         Очевидно, и конкурентов в этом секторе производства сразу прибавилось.

        Много конкурентов и было, и есть сейчас. Но у них как раз проявляются недостатки по качеству. Согласитесь, только лишь за счет популярной торговой марки не обеспечишь потребление свыше 50 процентов. Когда мы проводим какие то встречи на предприятии, даем гостям возможность сравнить нашу продукцию и гостовскую. Мы по ГОСТу не работаем уже лет 15, поскольку те показатели советских времен давно уже не отвечают современным требованиям. Наши нормативы по сравнению с ГОСТом даже не на порядок, а раз в 20-30 жестче. Кстати, недавно в программе «Контрольная закупка» на Первом канале мы были признаны лидерами по пшену в варочных пакетах. В нашем образце доброкачественное ядро составило 100 процентов от содержимого упаковки. В принципе, за последние пять-шесть лет мы уже несколько раз становились победителями в этой программе.

        Почувствовали какой то сдвиг после трансформации торговой марки «Увельская крупяная компания» в бренд «Увелка»?

       Да, конечно. На сегодняшний день уровень узнаваемости «Увелки» — 45 процентов. То есть 45 процентов населения страны о ней знают. По узнаваемости на рынке круп мы делим первое и второе места с московской компанией «Мистраль». А если говорить об уровне доверия покупателей, то у нас 14 процентов, и это самый высокий показатель среди крупянщиков. Это результат многолетней последовательной работы, в том числе и маркетинговых решений. Работа с брендом закладывает основы создания покупательского спроса. Сегодня много предприятий, где могут применять современные технологии, где выпускают высококачественную продукцию, но, если компания не занимается дистрибуцией, маркетингом и брендингом, толку не будет. При этом должен быть некий симбиоз высокого качества продукции и грамотно выстроенной работы по продвижению. Реклама будет действовать, если ты продвигаешь качественный товар. А если ты рекламируешь продукцию, которая не соответствует заявленным свойствам, покупатель тебя все равно «раскусит».

 В июне Увельский район празднует свой 90-летний юбилей. Владимир Зяблин, являясь председателем местного Собрания депутатов, рассуждает о районе с точки зрения менеджера. Это хорошее место и для проживания, и для ведения бизнеса, отмечает он. «Если сравнивать Увельский район с другими, то, конечно, стоит выделить его в лучшую сторону, — говорит Владимир Петрович. — И в этом, я считаю, большая заслуга районной администрации и, в частности, главы района Анатолия Литовченко. Я вижу, в каком интенсивном режиме работают люди под его руководством, как грамотно выстроена работа, как решаются проблемы. Это очень сильный менеджер, который понимает: чтобы достичь результата, нужно работать».

 

Владимир Зяблин

57 лет. Директор ООО «Ресурс». В 1979 году окончил Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства по специальности «инженер-механик», в 1992 году — аспирантуру этого института. Работал заведующим МТМ, главным инженером в учхозе «Новотроицкое» Троицкого района, с 1992 го — директором ООО «Система», затем директором ООО «Прогресс». Женат, трое детей.

 

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты