Громкий Гоголь. На фестивале «CHELоВЕК ТЕАТРА» показан «Ревизор», поставленный златоустовским «Омнибусом»

3 Марта 2016 Автор: Ирина Моргулес Фото: предоставлено театром «Омнибус»
Громкий Гоголь. 	На фестивале «CHELоВЕК ТЕАТРА» показан «Ревизор», поставленный златоустовским «Омнибусом»

Всеобщий пляс в конце концов обернется взрывом. Наверное, ядерным, потому что окажется он посильнее тех, что прозвучали ранее в ходе спектакля «Ревизор», поставленного по той самой великой пьесе Гоголя, которую кто только не ставил, перенося действие комедии в разные времена и страны. И гоголевские персонажи прекрасно укладываются в любые местные обстоятельства.

Для всех и каждого в отдельности
   
А что? Казнокрад, он и в тропиках, и в заснеженных лесах и тундрах найдет применение своим преступным усилиям, и типы, казалось бы, неотделимые от российского быта гоголевских времен, найдутся в любом месте земного шара...
   
Поэтому и ставят время от времени эту неувядающую комедию всюду, особенно в странах третьего мира, где она порой звучит как газетный фельетон на злобу дня.
   
И в России в конце двадцатого — начале двадцать первого веков пришло время такой же сиюминутной актуальности пьесы, во многом превратившейся в соревнование на оригинальность трактовки и виртуозность актерского мастерства.
   
Вспоминая увиденное за последние полвека (это спектакли московских, санкт-петербургских театров, коллективов лучших театров огромной страны), я должна бы прийти к выводу, что насытилась «Ревизором» сверх меры, заманить меня на очередную премьеру, пожалуй, нечем: каких только вариантов ни предлагали и продолжают предлагать театры. И это несмотря на риск неудачи, при постановке Гоголя не прощаемой.
   
«Ревизор» в программу четвертого по счету фестиваля-лаборатории «СHELоВЕК ТЕАТРА» принес Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус». Это старейший профессиональный театр области. Прошедшей осенью он отметил девяностопятилетие.
   
Конечно, за столь серьезный стаж служения зрителям Златоуста и его окрестностей у театра были периоды и творческого подъема, и, естественно, спада тоже. Участие в смотрах и фестивалях всероссийского уровня порой оборачивалось победными результатами. Причем это были награды за спектакли по Чехову, Горькому, Островскому, Сухову-Кобылину, Мольеру, Стринбергу...
   
Успех работы с классической драматургией и лучшим из современного репертуара можно объяснить тем, что театр уже несколько десятилетий планомерно воспитывает для себя зрителя с самого юного возраста. Речь идет о творческой лаборатории для руководителей детских театральных коллективов и молодежной театральной студии, о программе для дошкольников и младших школьников, основанной на классическом сказочном материале, «Приглашение в мир сказки». И об особенности работы с детьми —  театральных уроках для школьников, продуманно увязанных с учебной программой, детско-юношеском конкурсе «Я люблю театр».
   
«Омнибус» ведет своих земляков по ступеням репертуарной лестницы. Сейчас, например, на афише тринадцать спектаклей для взрослых, двенадцать театральных уроков для школьников.
   
Златоуст — город с богатой историей, театр учитывает это, работая с местными драматургами...
   
Репертуар рассчитан так, что в нем есть место интересам самых разных зрителей. Труппа под руководством директора, заслуженного работника культуры России Александра Романова и главного режиссера, заслуженного деятеля искусств России Бориса Горбачевского такая же разновозрастная, как и зрители в зале. Минувшей осенью труппу пополнили восемь выпускников учебных заведений Екатеринбурга и Челябинска. Их портреты вывешены в фойе театра, они уже введены в текущий репертуар. И в главной премьере сезона — «Ревизоре» — тоже заняты, как, впрочем, и вся труппа.
   
Свой вариант страха и отчаяния
   
Что представляет из себя нынешняя постановка хрестоматийной пьесы на златоустовской сцене, во что вылился богатый опыт постановок русской классики, накопленный этим, и не только, театром?
   
Строение, представленное петербургским художником Алексеем Киселевым, подчеркнуто театрально, оно вне времени и места, как и костюмы: вроде бы скроены по моде двухвековой давности, но с некоторой театральной нарядностью. Что означает  изображение, напоминающее то ли сфинкса, то ли что-то русское сказочное, мне лично разгадать не удалось пока, со временем, хочется надеяться, еще получится.
   
По Гоголю — помните? — живет городок, обыватели которого все сплошь повязаны коррупцией, или попросту жульничеством: все знают, кто чем промышляет, кого на что можно растрясти...
   
И вдруг письмо о посланном инкогнито ревизоре из Санкт-Петербурга и появление странно себя ведущего молодого человека...
   
Поселяется страх. Он усугубляется еще и тем, что лжеревизор тоже испытывает страх, не меньший, чем не привыкшие хоть к каким бы то ни было новациям местные обыватели.

Ревизор16.jpg
   
И начинается притирка, поиск слабых мест с одной и с другой стороны. Страх —  обоюдный, счастье от кажущегося найденного взаимопонимания — тоже. Обмен эмоциями — страхом и радостью от минувшей вроде бы беды — становится все острее и отчаяннее, пляс, в который выливаются эмоции, переходит во все больший топот (здесь и кадриль, и гопак). Ритм спектакля таков: встреча, разведка, взаимопонимание, противостояние городничего (Вячеслав Никитин) и Хлестакова (Максим Фаустов) усиливается. Все это прерывается убыстряющимся плясом и — взрывами, к которым надо бы прислушиваться, а не заглушать топотом.
   
Но страх, смешанный с упованием на авось, проще. В итоге — мощный взрыв.
   
Ну это я так прочитала трактовку «Ревизора» «Омнибусом». Но вообще-то все серьезнее, глубже, многограннее. Борис Горбачевский — режиссер, работающий тщательно, разрабатывающий пласт за пластом, тему за темой, пробующий и увязывающий друг с другом прием за приемом.
   
Он, в течение многих лет вслед за предшествующими режиссерами «Омнибуса» воспитывающий своего златоустовского зрителя самым серьезным образом, имеет основание надеяться, что зал его поймет, что ему можно доверить свое творение, каким бы сложным сценическим языком с ним ни разговаривать.
   
Так оно и вышло с «Ревизором». Тишина там, где задано театром. Потом — овации в финале.
   
«Омнибус» намерен принять участие с «Ревизором» во всероссийском конкурсе «Золотая маска».
   
Пожелаем успеха.

Поделиться

Сегодня | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

14.06.2016 | 15:37
«Гранд-фото» Сергея Васильева. Челябинский фотохудожник открыл выставку-музей

Есть такое определение — «человек места». Так говорят о ком-то, настолько неотделимом от города или деревни, где появился, что трудно понять, кто кому больше дал, кто в кого заметнее вложился: уроженец этих мест в родные края или его малая родина оставила в своем сыне завидный след...

22.04.2016 | 14:38
Живучие песни. Театр кукол напомнил о спектакле двадцатилетней давности

Эка невидаль! В истории театров найдется немало постановок с куда более длительной историей, когда-то знаменитых, потом забытых, но — восстановленных и вновь привлекающих зрителей в зал.

Новости   
Спецпроекты