Превратности истории. Почему в Челябинске не смогли построить самый большой музей на Урале

15 Апреля 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Превратности истории. Почему в Челябинске не смогли построить самый большой музей на Урале

Интервью с главным хранителем Музея изобразительных искусств Сергеем Шабалиным задумывалось для того, чтобы показать музейное «закулисье» глазами человека, который живет этим делом более 35 лет.

Поводом стало награждение Сергея Михайловича премией «Золотая лира», которая присуждается деятелям культуры за мастерство и безупречную, добросовестную работу. Но увиденное и услышанное в ходе беседы несколько изменило изначальную цель публикации. В любом случае это история о хранителе и об острой необходимости сохранять то культурное богатство, о котором многие челябинцы даже не подозревают.

Неслучившийся музей

За всю 75-летнюю историю Музея изобразительных искусств не было момента, когда его музейных площадей хватало бы для хранения и экспозиции имеющихся коллекций произведений искусства.

— В конце 80-х годов у нас появилась уникальная возможность обрести достойный комплекс для наших собраний. Речь идет о здании прядильно-ткацкой фабрики, которая находилась на проспекте Ленина в районе Детского мира, — рассказывает Сергей Шабалин. — Тогда сотрудники музея совместно с архитекторами начали разработку проекта. Если бы его удалось реализовать, появился бы самый большой по площади музей на Урале — в 11 тысяч квадратных метров. Сейчас общая площадь Музея изобразительных искусств, включая залы на площади Революции и картинную галерею на улице Труда, составляет всего 2 тысячи квадратных метров.

Но начались 90‑е, и идея рухнула. Вместе со снесенным в начале «нулевых» зданием прядильно-ткацкой фабрики (был проект строительства здесь очередного торгово-развлекательного центра, но и он не доведен до конца). Долгое время на территории бывшей фабрики оставался гараж и склад для хранения рам и оборудования. Но зимой 2016 года сотрудников музея попросили покинуть помещение. Пришлось перекрыть один из выставочных залов для хранения картин и оборудования.

Другие помещения, где находятся картины, тоже мало похожи на хранилища. Произведения искусства разных эпох стоят лицом к стене, прислоненные друг к другу. К шедеврам, которые расположены у самых стен, подобраться практически невозможно. Для этого приходится выносить все остальные. Это долго, трудно и травматично для самих картин. При этом делать это нужно, так как выставочная работа не прекращается. К тому же в противном случае полотна просто погибнут!

В 2005 году картинную галерею на улице Труда и музей декоративно-прикладного искусства Урала на пл. Революции, 1 воссоединили. Но площадь от этого не увеличилась. Так и не появилась возможность расширить постоянную экспозицию, дополнив ее новыми работами из вынужденно «спрятанных» в запасниках коллекций. А ведь они уникальны!

— У нас хранится самое большое на Урале собрание советского искусства эпохи соцреализма, представленное работами выдающихся художников, — говорит Сергей Шабалин. — Есть картины Кукрыниксов, Александра Бубнова, Александра Дейнеки, полотно 3 на 5 метров Александра Герасимова — «Заседание наркомтяжпрома». Сотрудники музея и рады бы, да негде показывать эти шедевры.

Ждем 2020-й?

Из-за нехватки площадей сотрудникам музея не удается создать необходимые условия для хранения картин. По-хорошему они должны располагаться в специальных помещениях с подвесными выдвижными сетками и определенными температурными условиями. Пока необходимую для шедевров влажность воздуха приходится создавать дедовскими способами, расставляя тазы с водой. Иногда к этому же способу приходится прибегать, когда начинается период дождей и протекает потолок.

— Но все это не значит, что мы сложили руки, — продолжает Сергей Михайлович. — Наш директор совместно с региональным министерством культуры пытаются сдвинуть дело с мертвой точки. Ищем помещение под хранилище. Но нам предлагают то, что мы не можем принять. Чаще всего это неиспользуемые здания 30-х годов с деревянными перекрытиями, что недопустимо для музея. Либо они находятся слишком далеко от музея.

Наиболее подходящим вариантом является дом Колбина и первая городская электростанция на улице Труда. Но памятник истории заполучить оказалось не так‑то просто, а перенос подстанции потребует значительных затрат.

— Мы уповаем на проведение в Челябинске саммитов глав государств Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС в 2020 году, — признался Сергей Шабалин. — Если судить по примеру наших коллег в Уфе, это может стать решением проблемы. У них ситуация была не лучше нашей. Уфимский музей изобразительных искусств располагался в небольшом двухэтажном особняке. Но после саммитов ШОС и БРИКС у них появилось помещение в пять этажей, достаточно обширная прилегающая территория, отдельные залы для хранения, экспозиций, работы с посетителями, проведения мероприятий.

В свое время  в не  менее трудной, а может, и еще более тяжелой ситуации был Челябинский краеведческий музей. Но к решению вопроса подключился Петр Сумин, бывший в тот период губернатором Челябинской области, в результате чего Челябинск получил одно из заметных зданий и настоящий культурный центр, а Сумин вошел в историю города. После окончания строительства краеведческого музея планировалось начать работу с Музеем изобразительных искусств. Но не вышло…

Что ж… ждем 2020-й?

Прямая речь

«Я не жалею, что в этом музее прошла моя жизнь. Но если бы в конце 80-х я знал, на что подписываюсь, став главным хранителем, возможно, задумался бы… Просто я не могу без искусства. Но порой становится невыносимо, когда я вижу отношение к искусству сегодня».

«Особенно мне нравится работать над созданием выставок — весь процесс от зарождения идеи до ее воплощения, совместный поиск лучших решений. Ведь музей — это, прежде всего, коллективное дело, результат совместного творчества. И нужно сказать, лишних людей у нас нет. Они здесь просто не задерживаются».

P.S. Пресловутое сравнение развитого в культурном (и не только) плане Екатеринбурга с «отсталым» Челябинском уже набило оскомину. Но никуда от этого не деться. Во многом дух, или, что называется, «гений места» определяется его культурной прослойкой — традициями, историей становления культуры и образования. Так уж сложилось, что в Челябинске эта прослойка начала закладываться гораздо позднее, чем в соседних крупных уральских городах.

Но только ли от этого состояние культуры у нас такое, что порой хочется плакать? Или смеяться от безысходности. Ведь дело не только в слабых традициях прошлого, но и в равнодушии людей дня сегодняшнего. И это относится и к потребителям культурных ценностей, и к представителям власти, для которых культура и все, что касается гуманитарной сферы, — дело как будто последнее.

Верно все-таки говорят, что кризис не в экономике. Кризис в головах. И это кризис ценностей, а не кризис финансовой системы.

Поделиться

Вчера | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

10.04.2024 | 11:45
В Челябинске блистает фестиваль Дениса Мацуева

Знаменитый на весь мир пианист раз в году приезжает на Южный Урал и привозит с собой созвездие музыкантов, уже заслуживших славу, а также молодых и совсем юных артистов, делающих первые шаги на пути к музыкальному олимпу.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты