Живот или могила. «Дуэлянт» «выстрелил», но мимо кассы

7 Октября 2016 Автор: Станислав Смирнов
Живот или могила. «Дуэлянт» «выстрелил», но мимо кассы

Санкт-Петербург, 1860 год. Местный бомонд развлекается дуэлями — господа дворяне охотно берутся за оружие, чтобы отстоять свою честь. Или доверяют самое вкусное бретерам-профессионалам, потому что дуэльный кодекс разрешает участнику поединка прислать вместо себя заместителя.

В роли такого наемника и выступает некто Яковлев (Петр Федоров), суровый мужчина в черном, который придет куда нужно в назначенное время и убьет по всем правилам — только заплати. Вопросы нравственности его не слишком беспокоят; в ответ на проклятия одного из секундантов, который поражен той простоте, с какой незнакомец отправляет на тот свет незнакомца, он с ухмылкой парирует: «Поздно, я уже давно проклят». А пуля его, похоже, не берет, поэтому в свободное от дуэлей время таинственный киллер подрабатывает в шоу фантастическими трюками со стрельбой. Позже выяснится, что никакой он не Яковлев, да и стреляться ему вроде как нельзя, потому что не дворянин. Однако без стрельбы он обойтись не может, поскольку вынашивает план мести за утраченный дворянский титул и исковерканную жизнь.

Осваивать баснословные 725 миллионов рублей доверили выходцу из арт-хаусной среды, что совсем не характерно для современного российского кино. Режиссер Алексей Мизгирев, ученик Вадима Абдрашитова, в 2007 году сильно дебютировал с криминальной драмой «Кремень», а позже закрепился в нише авторского кино социально-критическими «Конвой» и «Бубен, барабан». Это серьезные картины, которые были вполне заслуженно отмечены престижными премиями, но к блокбастерам Мизгирева раньше не допускали. Пожалуй, главная интрига и заключалась в том, к какому эффекту приведет этот эксперимент по смешению фестивального и коммерческого ориентиров, который к тому же адаптировали для IMAX. И резонанс очевиден — о фильме говорят много. Причем больше хорошего, чем плохого.

Съемки фильма проходили на Кольском полуострове и в исторических районах Санкт-Петербурга. Чтобы вернуть городу атмосферу XIX века, художниками было выстроено около 20 масштабных декораций. «Дуэлянт» высокотехнологичен и с визуальной точки зрения смотрится весьма эффектно. Бесконечный дождь, утопающая в грязи северная столица, выброшенная на городскую улицу баржа, светские рауты, круглый велосипедный манеж и прочие красивости — нужная атмосфера создана великолепно. И строящийся мост через Неву нарисован очень аккуратно, как будто в доказательство серьезных намерений, так что искатели киноляпов могут не утруждать себя попытками заприметить в какой‑нибудь питерской луже отражение современного Сбербанка или «Макдоналдса». Однако происходящее погружено в чужеродные нуаровые тона и не очень хорошо укладывается в представления русского человека о России XIX века, напоминая скорее «Шерлока Холмса» Гая Ричи и французский «Видок» 15-летней давности. Хорошо это или плохо? И не так, и не эдак. Потому что русского духа в картине и так предостаточно.

Русским духом, как этого хотелось бы режиссеру, пропитаны неоднократные высказывания и рассуждения на тему дворянской чести. На разных отрезках экранного времени эти месседжи подкреплены манипуляциями с огнестрельным оружием, например, в той сцене с русской рулеткой, когда главный герой сдает «экзамен» на благородное происхождение перед собранием офицеров. «Ну все, теперь два варианта: живот или могила», — шепчутся офицеры, не догадываясь, чем закончится смертельная игра. В общем, Мизгирев намеренно муссирует тему чести, и это не плохо… Но, по сути, бестолково, потому что качественному псевдоисторическому триллеру в духе «Графа Монте-Кристо» не нужны околопатриотические настроения. О том, что это именно триллер, свидетельствуют довольно кровожадные сцены (в этом смысле фильм тонко балансирует на грани рейтинга 16+), а также его ритм:  авторы последовательно раскрывают карты, избавляясь от вопросов, возникающих по ходу развития сюжета.

Но нужна ли мужскому фильму романтическая линия между Яковлевым и графиней Марфой Тучковой, которая разыгрывается ближе к финалу и, по мнению многих критиков, не имеет никакой смысловой нагрузки? Может, и не нужна. Но горячая любовная сцена в карете (которая, если пофантазировать, сошла бы за рекламу тонировки транспорта) все-таки добавляет некой пикантности суровой конфронтации центральных персонажей. Может быть, изначально режиссер Мизгирев (он же сценарист) и не собирался показывать симпатичную грудь Юлии Хлыниной, и это было сделано в угоду зрелищности, когда авторы поняли, что напустили слишком густого мрака.

Впрочем, создатели просчитались еще на стадии разработки рекламной кампании, которая была ориентирована преимущественно на старшую аудиторию, и в итоге фильм практически не заинтересовал молодежь. По самым пессимистичным прогнозам, «Дуэлянт» должен был заработать в первый уик-энд проката 300-400 млн рублей, а заработал скромные 156 млн. Что ж, будем надеяться, что проект еще наберет обороты и докажет, что подобные эксперименты могут быть успешны в коммерческом плане. Потому что хочется еще чего‑нибудь арт-хаусного с большим бюджетом.

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

06.03.2024 | 15:33
Юрист объяснил, что ждет «дробильщиков» бизнеса после послания Путина

В послании президента Федеральному собранию были затронуты три вопроса, связанные с правом и предпринимательством.

01.03.2024 | 09:01
По новым правилам. Какие законы заработают с марта 2024 года

В России начал действовать закон, предусматривающий конфискацию имущества за преступления против безопасности России. Об этом 28 февраля заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин, сообщается в телеграм-канале палаты.

Новости   
Спецпроекты