Живот или могила. «Дуэлянт» «выстрелил», но мимо кассы
Санкт-Петербург, 1860 год. Местный бомонд развлекается дуэлями — господа дворяне охотно берутся за оружие, чтобы отстоять свою честь. Или доверяют самое вкусное бретерам-профессионалам, потому что дуэльный кодекс разрешает участнику поединка прислать вместо себя заместителя.
Осваивать баснословные 725 миллионов рублей доверили выходцу из арт-хаусной среды, что совсем не характерно для современного российского кино. Режиссер Алексей Мизгирев, ученик Вадима Абдрашитова, в 2007 году сильно дебютировал с криминальной драмой «Кремень», а позже закрепился в нише авторского кино социально-критическими «Конвой» и «Бубен, барабан». Это серьезные картины, которые были вполне заслуженно отмечены престижными премиями, но к блокбастерам Мизгирева раньше не допускали. Пожалуй, главная интрига и заключалась в том, к какому эффекту приведет этот эксперимент по смешению фестивального и коммерческого ориентиров, который к тому же адаптировали для IMAX. И резонанс очевиден — о фильме говорят много. Причем больше хорошего, чем плохого.
Съемки фильма проходили на Кольском полуострове и в исторических районах Санкт-Петербурга. Чтобы вернуть городу атмосферу XIX века, художниками было выстроено около 20 масштабных декораций. «Дуэлянт» высокотехнологичен и с визуальной точки зрения смотрится весьма эффектно. Бесконечный дождь, утопающая в грязи северная столица, выброшенная на городскую улицу баржа, светские рауты, круглый велосипедный манеж и прочие красивости — нужная атмосфера создана великолепно. И строящийся мост через Неву нарисован очень аккуратно, как будто в доказательство серьезных намерений, так что искатели киноляпов могут не утруждать себя попытками заприметить в какой‑нибудь питерской луже отражение современного Сбербанка или «Макдоналдса». Однако происходящее погружено в чужеродные нуаровые тона и не очень хорошо укладывается в представления русского человека о России XIX века, напоминая скорее «Шерлока Холмса» Гая Ричи и французский «Видок» 15-летней давности. Хорошо это или плохо? И не так, и не эдак. Потому что русского духа в картине и так предостаточно.
Русским духом, как этого хотелось бы режиссеру, пропитаны неоднократные высказывания и рассуждения на тему дворянской чести. На разных отрезках экранного времени эти месседжи подкреплены манипуляциями с огнестрельным оружием, например, в той сцене с русской рулеткой, когда главный герой сдает «экзамен» на благородное происхождение перед собранием офицеров. «Ну все, теперь два варианта: живот или могила», — шепчутся офицеры, не догадываясь, чем закончится смертельная игра. В общем, Мизгирев намеренно муссирует тему чести, и это не плохо… Но, по сути, бестолково, потому что качественному псевдоисторическому триллеру в духе «Графа Монте-Кристо» не нужны околопатриотические настроения. О том, что это именно триллер, свидетельствуют довольно кровожадные сцены (в этом смысле фильм тонко балансирует на грани рейтинга 16+), а также его ритм: авторы последовательно раскрывают карты, избавляясь от вопросов, возникающих по ходу развития сюжета.
Но нужна ли мужскому фильму романтическая линия между Яковлевым и графиней Марфой Тучковой, которая разыгрывается ближе к финалу и, по мнению многих критиков, не имеет никакой смысловой нагрузки? Может, и не нужна. Но горячая любовная сцена в карете (которая, если пофантазировать, сошла бы за рекламу тонировки транспорта) все-таки добавляет некой пикантности суровой конфронтации центральных персонажей. Может быть, изначально режиссер Мизгирев (он же сценарист) и не собирался показывать симпатичную грудь Юлии Хлыниной, и это было сделано в угоду зрелищности, когда авторы поняли, что напустили слишком густого мрака.
Впрочем, создатели просчитались еще на стадии разработки рекламной кампании, которая была ориентирована преимущественно на старшую аудиторию, и в итоге фильм практически не заинтересовал молодежь. По самым пессимистичным прогнозам, «Дуэлянт» должен был заработать в первый уик-энд проката 300-400 млн рублей, а заработал скромные 156 млн. Что ж, будем надеяться, что проект еще наберет обороты и докажет, что подобные эксперименты могут быть успешны в коммерческом плане. Потому что хочется еще чего‑нибудь арт-хаусного с большим бюджетом.
Поделиться