Живые вещи. Авторская выставка челябинского художника приблизит приход весны

30 Января 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Живые вещи. Авторская выставка челябинского художника приблизит приход весны

Наша встреча с Любовью Серовой случилась холодным январским вечером в ее мастерской на Омской, 46.

В этом старом здании с высокими, помутневшими от времени окнами, за которыми, если смотреть с улицы, виднеются стеллажи, холсты и какие‑то таинственные предметы, — особая атмосфера и особая жизнь. Встреча состоялась в преддверии открытия персональной выставки Любови Серовой «Скоро весна». Весна действительно скоро… А пока мы пьем кофе в уютной мастерской, беседуем о художественных возможностях графики и о том, как выжить современным художникам.

Мир внутренний

Кувшинчики, тарелки, своеобразная керамика, замысловатые фигурки, книги о прекрасном, засушенные цветы, зеркала, конечно же, картины… Эта коллекция собиралась годами. Каждая вещь пришла сюда своим особым путем, заняла свое место и хранит уникальную историю или какое‑то воспоминание. И все это дышит, думает о чем‑то, живет своей невидимой жизнью.

Бережное отношение к артефактам материального мира Любовь Серова передает в своих картинах. Мир простых вещей, пространство обыденности и быта становится в ее работах космосом. Это погружение в суть вещей. Это способность в простом и, возможно, не привлекающем внимания увидеть красоту, глубину, нечто скрытое от глаз и Любовь-Серова_внутрь-текста_Шишкоедов_DSC2353.jpgдоступное лишь чувствам. Это стремление постичь душу вещей. Отсюда, кстати, и название одного из графических циклов Любови Серовой — «Живые вещи».

Предметы, заключенные в границы бумажного листа, на котором творит художник, взаимодействуют: они о чем‑то разговаривают, каждый что‑то из себя представляет. Ты словно видишь их сущность: одни предметы выглядят более значимыми и важными, другие кажутся скромными и неприметными. Но у каждого — свой характер, свой темперамент, своя личная история. В итоге простой натюрморт из трех кувшинов превращается в целый мир, полный конфликтов и внутреннего движения. Это уже и не кувшины вовсе, а настоящая глиняная семья.

Предметы на картинах Любови Серовой словно играют со зрителем. Вдруг вещь превращается в птицу или устрашающего монстра с клешнями и клыками. И как ребенку хочется закрыть глаза руками и спрятаться под столом, накрытым скатертью, свисающей до пола. Только что ты был в мастерской, как вдруг оказался у бабушки в деревне. Светит в окно солнце, манит запах свежих трав, переговариваются старушки на птичьем рынке под окном…

Серова_Конфликт_Живые-вещи.jpg

Мир внешний


Путь Любови Серовой как художника был последовательным. Рисовала она с детства. Потом прошла все этапы советского художественного образования: 4 года в художественной школе, 4 года  в училище, 6 лет в институте. Это базовое образование потом позволяло художнику уверенно ориентироваться в профессиональном пространстве и идти по жизни.

— В стране на тот момент было не так много художественных вузов: Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Санкт-Петербурге и Московский художественный институт имени В.И. Сурикова. Остальные в республиках — Прибалтике, Грузии, Калининграде, — вспоминает Любовь Серова. — Наш курс в художественном училище последние два года вел известный челябинский живописец Алексей Смирнов. Благодаря своему таланту художника-педагога он сумел пробудить в нас и желание учиться дальше, и повышать свое профессиональное мастерство. Тогда многие из нашей группы поступили в Красноярский художественный институт — еще молодой в то время вуз, но с очень крепким коллективом преподавателей — художников-профессионалов. В 1998 году институт возглавил московский график Виталий Натанович Петров-Камчатский. После такой школы многие мои коллеги стали известными мастерами и сегодня успешно совмещают выставочную творческую деятельность с преподаванием.

Институт Любовь Серова окончила в 1995 году. В те непростые 90-е годы начала преподавательскую деятельность. Сегодня она работает заведующей кафедрой «Архитектура и дизайн» Южно-Уральского института управления и экономики.

Нескучная графика

— Как вы нашли свой стиль? Как выбрали свою технику?

— Мне интересно и близко все, что связано с бумагой. Язык графики очень живой, она мобильна, подвижна, использует самые разнообразные средства выражения. Мне всегда нравилось экспериментировать, использовать смешанные техники, разные материалы, например, работать одновременно акварелью и цветными карандашами. Много возможностей предоставляет бумага. Она может быть гладкой и шершавой. Можно использовать разные подложки. Тогда результат будет еще интереснее.

Любовь-Серова_внутрь-текста_Шишкоедов_DSC2345.jpg

— Как вы решаете, какую технику или прием использовать для создания конкретного образа?

— Я стараюсь не работать в каком‑то одном ключе, постоянно думаю, каким образом лучше изобразить тот или иной предмет. Одинаково писать картины мне скучно. Поэтому я постоянно экспериментирую, чтобы передать разные состояния, выразить разные мысли. К тому же со временем накапливается опыт работы с материалом и уже чувствуешь, как и что нужно делать, чтобы выразить какое‑то состояние или образ в картине.

— О чем ваша персональная выставка, которая скоро откроется в выставочном зале челябинского отделения Союза художников России?

— У меня накопилось много сезонных работ — зимние виды в деревне, летние и весенние пейзажи. Есть этюды с изображением стройки, которые несут в себе тему обновления, предощущения, зарождения, начала чего‑то нового. Есть тематические натюрморты, где свет как бы вплывает в ситуацию, вступает в диалог с предметами. Мне захотелось какого‑то обновления. В итоге как‑то само нашлось название — «Скоро весна», которое вмещает в себя все смыслы и взаимосвязи.

Мне захотелось больше позитива, радости. И в этом заключается смысл названия выставки. Это о том, что после зимы наступает весна. Да и зима в конечном итоге — это не так уж и плохо. Это время, когда можно приостановиться, подумать. С другой стороны, она таит в себе столько радостей: коньки, лыжи, снег, бодрящий мороз. Сменяемость времен года — это тоже классно: есть возможность насладиться и прелестью осени — увядающим, засыпающим состоянием природы, и свежестью весны — настроением обновления, первой зеленью, и предощущением лета — расцветом и теплом. Выставка откроется 22 февраля.

Любовь-Серова_Шишкоедов_DSC2322.jpg

Секрет предназначения


— Вы в разное время жили, учились, работали в разных городах. Различается ли художественная среда в разных регионах?

— Сложно сказать. Ощущение себя как художника больше зависит от человека, а не от места. Да, везде свои особенности. К примеру, в Красноярске, где я училась, есть профессиональный вуз. Благодаря этому формируется определенный контингент. В Омске, где я какое‑то время жила, есть музей Врубеля, худграф, интересная в творческом плане жизнь. В Челябинске работает много замечательных мастеров, которые  занимаются просветительской, а также благотворительной и созидательной деятельностью, обучают студентов, проводят мастер-классы, оформляют музеи. Нам всегда хотелось, чтобы в Челябинске был свой художественный институт, но пока это не так просто сделать.

Да, у нашего города есть свои особенности, это и так понятно. И, несмотря на это, каждый художник вносит свою лепту в его процветание. Например, мы вместе с моими студентами недавно расписали стены реабилитационного центра «Вдохновение», оформили интерьер детской библиотеки № 12, подарили картинки в зал «Библионяни», проводим там выставки. И не только мы. Многие художники стараются что‑то делать помимо работы в своих мастерских. Например, Ольга Гражданкина открывает первую в городе мастерскую печатной графики. И таких примеров немало.

— В чем вы видите свое предназначение?

— Мне дана Богом способность реализовать себя через творчество. Через свои картины я делюсь со зрителем радостью от ощущения жизни. Если это находит отклик в душах других людей,  замечательно! Я считаю, что важно уметь радоваться малому в жизни и получать удовольствие от того, что она нам преподносит. Да, часто приходится преодолевать препятствия, бывает и так, что современным людям и современным художникам, в частности, приходится выживать. Но это путь, который проходят все, хотим мы того или нет. А вот что точно зависит только от нас — это то, сможем ли мы сделать нашу жизнь интереснее. И один путей к этому — взаимодействие людей в разных областях деятельности.

Любовь-Серова_Шишкоедов_DSC2337.jpg

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты