Вячеслав Зюзин: «Нужно беречь душу своего ребенка и ребенка в своей душе»

15 Февраля 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Вячеслав Зюзин: «Нужно беречь душу своего ребенка и ребенка в своей душе»

Здоровье, чаще всего, крепче у тех, кто испытывает радость от жизни, чист душой и принимает все выверты судьбы стойко и с чувством юмора. Общение с солистом Челябинской филармонии, заслуженным артистом России Вячеславом Зюзиным, который в феврале отмечает свой юбилей, подтверждает эти размышления.

Вячеславу Владимировичу — 70 лет. На сцене он профессионально поет 43 года. Певческой деятельностью занимается с детства. В 6 лет в клубе ЧТЗ «Автомобилист», в темном помещении барачного типа, под аккомпанемент баяна маленький Слава исполнил свою первую песню — «Родина». «Вижу чудное приволье…», — уходил в темную глубину здания юный голос…

Сегодня Вячеслав Зюзин — один из самых опытных и преданных концертной сцене солистов Челябинской филармонии. Его теплый, сильный, выразительный баритон мастерски исполняет и камерную, и оперную, и народную музыку. Накануне юбилейного концерта мы встретились с виновником торжества, неожиданно стали участниками импровизированного выступления, насладились звучным исполнением романса «Очи черные», узнали, почему в России живут самые талантливые люди, получили несколько советов вокального мастерства и воспитания детей, совершили экскурс в историю мировой певческой музыки…

Это был удивительный разговор с удивительным человеком с доброй и открытой душой, которая, по признанию ее обладателя, еще никогда не испытывала уныния. Потому и голос до сих пор так силен и звучен. И, дай бог, так будет еще не один десяток лет.

«Мой секрет — радость»

— Верно ли, что у солистов, как и у спортсменов, недолгая карьера в силу возрастных изменений?

— У певцов времени больше, чем у спортсменов. Голос стареет меньше всего, но это зависит от состояния здоровья. Если здоровье в порядке, то и голосу хорошо. И наоборот: если есть какие‑то заболевания, особенно сердечно-сосудистые, голос садится. Многое зависит от внутренней энергетики. Есть певцы, которые поют очень долго. Как правило, потому что бог дал здоровье.

Но есть еще один важный момент. Знаменитый итальянский тенор Джакомо Лаури-Вольпи завершил сольную карьеру в 80 лет (и умер в 86. — Прим. авт.). Во время последнего публичного выступления он исполнил сложнейшую партию Манрико из оперы Верди «Трубадур». Когда его спрашивали, как ему удается так петь на девятом десятке жизни, он ответил: «Мой секрет — радость. Я всегда радуюсь, когда выхожу на сцену». Если вы занимаетесь делом, которое вам нравится, оно будет получаться хорошо. И наоборот: если вас заставляют делать то, что вам не по душе, все будет валиться из рук.

— Так же, кстати, и у детей: они тоже с удовольствием делают то, что им нравится, и капризничают, когда их заставляешь. К слову, о детях: как заинтересовать музыкой сегодняшних подростков?

— Это нужно делать с рождения. Читать им Пушкина, Лермонтова, Есенина. Ребенок должен воспитываться на лучших образцах культуры. Его нужно тянуть вверх, но делать это ненавязчиво, не муштровать его, не принуждать и тем более не ругаться. Ребенок должен воспринимать своих родителей как друзей. Тогда он не пойдет искать друзей на улице. Позвольте ребенку радоваться жизни и выражать эту радость так, как он хочет, и радуйтесь вместе с ним, разделите с ним его особый мир, покажите, что вам интересно то же, что и ему, приучайте к прекрасному. Если ребенок знает поэзию Пушкина и рассказы Льва Толстого о детстве, слушает классическую музыку, он уже не воспримет «Ты морячка — я моряк», так как у него есть эталон.

Баритон без крайностей

— Есть ли какие‑то черты характера, которые в большей или меньшей степени свойственны обладателям разных голосов: басам, баритонам, тенорам? Влияет ли голос на темперамент человека?

— Скорее, наоборот, голос определяется типом нервной деятельности. Чем нерв, подающий сигнал от мозга к голосовым связкам, работает быстрее, тем выше голос. Басы — это, как правило, люди умеренные, спокойные, рассудительные, ленивые. Тенора склонны к раздражительности, их все вокруг расстраивает, они часто бывают крикливыми. Баритоны — это, скажем так, люди нормальные, без крайностей в проявлении настроения и характера. Есть еще одно расхожее мнение: тенор — дурак, баритон — любовник, бас — пьяница. Оно, конечно, отчасти шуточное, но и такое имеет место быть. И сами солисты это признают. Свои особенности есть и у женщин. Обладательницы высокого голоса довольно суетливы. Сопрано имеют уравновешенный характер, меццо-сопрано — это женщины, у которых в характере больше мужских качеств, они более уверенны, спокойны в выражении своих мыслей.

— Человеку неискушенному может показаться, что работа солиста проста. Вышел — спел. Как на самом деле?

— Работа любого артиста требует серьезных усилий и энергозатрат. У певца это напрямую зависит от состояния здоровья. Если в организме что‑то не так, голос уже не подчиняется, не слушается. Пианист может сыграть одно место более тысячи раз. А певец не сможет петь больше двух часов в день без риска навредить голосу. К тому же солисту все приходится петь наизусть. Его мысль должна на тысячную долю секунды опережать слово.

— Какие еще навыки отличают профессионального солиста?

— Исполняя любое произведение, нужно думать о том, что поешь, а не просто улыбаться или заигрывать со слушателями, выходя на сцену. Тогда появится гармония. Не нужно пытаться казаться слушателям лучше, чем ты есть. Публика видит, когда человек слишком старается. Это ей неинтересно. Исполнение должно быть простым, легким. Шопен сказал: «После того как сыграешь одно упражнение тысячи раз, как венец искусства придет простота». Самое сложное — это сделать «просто». Для этого солисту нужно одновременно учитывать все: звучание голоса, слово, дыхание, мысль, тесситуру (преобладающую высоту звуков в партии. — Прим. авт.).

Солист должен заниматься каждый день по два часа. Работать нужно постоянно. Ежедневные занятия — это «еда», «питание» для голоса. Тогда голос «набивается», как «набивают» руку художники.

Еще важный момент: любое, даже самое известное и популярное произведение нужно исполнять по-новому, так, чтобы слушателю было интересно, не искажая при этом партитуру и не изменяя ноты. Самое плохое — это серость. Самое страшное (хуже даже, чем плохая оценка) — это когда слушатель потом не может вспомнить, что было на концерте.

А еще нужно петь из сердца, а не из головы. А вот этому уже не научишь. Можно обучить певческой технике, но если у солиста черствая душа, лучше не заниматься пением. В этом деле очень важно уметь и хотеть делиться своей радостью с другими.

О самом главном

— У вас бывает так, что душа не поет? Что делать в эти моменты?

— Пока случая не было, чтобы я вышел на сцену и не хотел петь. Итальянский оперный певец, баритон Маттиа Баттистини говорил: «Как только я почувствую, что я не хочу выходить на сцену, я пойму, что пора идти на пенсию». Если в душе у солиста что‑то заглохло — все. Это касается всех людей. Бывает, случилось у человека горе, и внутри что‑то оборвалось. Он существует, но как человек, он куда‑то отбыл. Как это вернуть, сказать трудно. Все индивидуально. Но нужно всегда лелеять в себе ребенка. Как только из души ушло детское — все, человек черствеет. Ведь нет неталантливых детей. Есть родители, которые на корню рубят талант ребенка, когда ругают его за промахи и неудачи, вместо того, чтобы объяснить ему, что талант на 99,9 % зависит от вложенного в него труда. Нужно беречь душу своего ребенка и ребенка в своей душе.

— У вас есть мечта?

— Конечно. Но она такая… не моя личная. Она общая. Как говорил Шариков в романе Булгакова: «Чтобы все…». Я хочу, чтобы у всех было как можно больше благополучия. Понимаете? Если большинству хорошо, то и тебе, как атому этого общества, хорошо. Если всем будет плохо, то и вам хорошо не будет, как ни старайся. Это обман. Много бед от денег, от вседоступности, особенно, если мы говорим о детях. Если у ребенка все есть, то у него нет мечты, желаний. Душа становится мертвой. Так и у взрослых. Всегда должно чего‑то не хватать, чтобы было к чему стремиться.

Поделиться

Вчера | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты