Для души и финансов! Искусство Челябинска ХХ века — интересная тема для коллекционирования
Как сказал выдающийся советский искусствовед и коллекционер Алексей Сидоров, коллекционирование — это и страсть, и спорт, и искусство, и наука. Все это есть в Викторе Новичкове, «коллекционере от бога», как о нем уже говорили в СМИ. Сделав успешную карьеру адвоката в Челябинске, он уехал в Израиль, сейчас живет в Москве и уже 30 лет пополняет свою разнообразную коллекцию произведений искусства.
- Искусство плоскости. Челябинский дизайнер показал плакаты, которые держат стену
- Судьба коллекции. Появится ли в Челябинске экспозиция картин южноуральских художников ХХ века
Страсть обладать
— В чем суть деятельности коллекционера? Нужно ли обладать какими-то особыми качествами, чтобы стать им?
— Думаю, это вообще врожденное человеческое качество. Во времена моего детства все повально собирали марки, значки, машинки или спичечные коробки. Сегодня вместо них собирают магнитики, чехлы для гаджетов или фигурки героев анимационных фильмов. Какую-то простую мини-коллекцию можно найти практически в любом доме: это сувениры из поездок, книги по определенной теме, открытки, фотографии. Однако только у сотой доли процента людей это превращается в серьезное увлечение, выходящее на другой интеллектуальный уровень. Но так происходит в любой сфере деятельности. Готовить умеют все, а мишленовскими шефами становятся единицы. Складывать строчки в рифму все пробовали, но настоящих поэтов немного.
— Что насчет жадности? Нужна ли она коллекционеру? Есть ли у вас такое начало?
— В обыденном смысле, наверное, нет. По крайней мере я никогда не слышал обвинений в жадности и всегда считал, что «отдавать» доставляет гораздо большее удовольствие, чем «брать» или «хранить». Я бы говорил не о жадности, но о страсти обладания коллекционным предметом. Она знакома каждому собирателю. Без этой эмоции коллекционирование просто не существовало бы как явление.
— Как происходил процесс становления вас как коллекционера? Вы сразу обозначали для себя определенные темы, сюжеты, формы, которые хотелось бы заполучить? Или сначала собирали, грубо говоря, все подряд?
— Я начал коллекционировать в конце 1980-х, еще при советской власти. Первыми приобретениями были несколько работ челябинских и уфимских художников. Потом увлекся темой Алисы в Стране чудес и до сегодняшнего дня собираю все, что с этим связано. В основном редкие издания и оригиналы иллюстраций. Потом мне стали интересны работы нонконформистов, образцы прикладного искусства. На свое счастье, в середине 1990-х я познакомился с несколькими коллекционерами международного уровня из России и не только. Это помогло мне сформировать профессиональный подход к собирательству. В коллекционировании и в искусстве вообще крайне важно постоянное общение с компетентными и креативными людьми.
— Как изменилась ваша жизнь, когда вы стали коллекционером?
— По моему убеждению, коллекционирование искусства — одно из самых благородных и интересных занятий. Если занимаешься этим серьезно, то выходишь на другой уровень жизни: в твоем окружении появляются интереснейшие люди, выставки, книги. Даже интерьер вокруг становится другим — красивым и гармоничным. Не говорю уже о том, что дети, которые воспитываются в таком окружении, растут культурными людьми.
От Алисы к искусству Дагестана
— Что для вас важнее: инвестиционные возможности коллекции или процесс сохранения шедевров? Особенно если мы говорим об искусстве художников Южного Урала.
— Я люблю искусство во всех его проявлениях. Это уже давно неотъемлемая часть моей жизни. Искусство Челябинска ХХ века не менее интересная тема для коллекционирования, чем любая другая, особенно когда ты связан с этим местом и знаешь его культурных героев. Что касается финансового аспекта, то, на мой взгляд, его неправильно игнорировать. Это один из лучших критериев качества коллекции.
— Что еще позволяет судить о том, что коллекция состоялась?
— Каких-то «писаных» критериев не существует. Но я бы добавил, что важны качество собрания, его полнота и представительность, изученность темы, участие работ в выставках и научных изысканиях, открытость коллекции для общества.
— Существует ли какой-то джентльменский набор коллекционера? Скажем, у любого коллекционера должны быть в коллекции импрессионисты, авангард, современное искусство...
— Джентльменского набора нет, но есть мода и целесообразность инвестиций. По этим двум параметрам названные вами направления являются самыми распространенными и востребованными в области коллекционирования. Но у меня есть мой личный выбор интересных мне тем: Алиса в Стране чудес, советский нонконформизм, прикладное искусство Дагестана, искусство Челябинска ХХ века. В генезисе своем этот выбор был достаточно случайным, ситуационным. В серьезную привязанность все это превращалось с годами.
— В чем значение коллекции картин южноуральских художников, которая представлена сейчас в Челябинске? В чем ее особенность?
— Челябинское искусство ХХ века — интересный и качественный срез советского модернизма во всем его многообразии. Здесь были свои монументалисты и академисты, «суровостильщики» и абстракционисты, приверженцы «нового реализма» и мистики. Это наша локальная художественная история, и если мы считаем себя культурными людьми, то ее следует как минимум знать. При этом совершенно не нужно, как это часто происходит, впадать в истеричное критиканство («Здесь ничего интересного не было!») либо, наоборот, ударяться в барабанный пафос («Гениальные! Выдающиеся!» и тому подобное).
— В чем, на ваш взгляд, причина отсутствия в Челябинске плодотворной культурной среды? Можно ли как-то переломить эту ситуацию?
— Я не знаю, в чем причина. Я слышал и читал десятки объяснений, и можно еще десятки придумать. Меня все эти «чесания корост» не очень интересуют. Лично мне интересно сделать что-то совершенно конкретное для нашей культуры: выставку, каталог, журнал. И сделать это, ориентируясь не на соседний Екатеринбург, как у нас принято, а на самые высокие международные стандарты.
Поделиться