Татьяна Карпова: «Люди сегодня «лечатся» на выставках изобразительного искусства»

27 Сентября 2017 Автор: Екатерина Сырцева
Татьяна Карпова: «Люди сегодня «лечатся» на выставках изобразительного искусства»

Впервые выставка картин из фондов Государственной Третьяковской галереи состоялась в Челябинском музее изобразительных искусств в послевоенные годы прошлого века. Потом в отношениях музеев был перерыв.

Продолжилось сотрудничество в 2008 году, когда часть картин из собрания Челябинского музея изобразительных искусств была показана в Третьяковке в рамках проекта «Золотая карта России». В 2010 году в Челябинске состоялась выставка, посвященная пейзажу и Италии в русском изобразительном искусстве первой половины XIX века. 30 картин из коллекции Третьяковской галереи позволили челябинцам совершить путешествие по северу и югу Италии, увидеть знаменитые природные и архитектурные ландшафты этой удивительной страны. В этом году Третьяковская галерея представила челябинцам другой жанр — натюрморт.

Прихотливая судьба

Карпова_марочка.jpgНебольшая по количеству картин экспозиция, тем не менее, охватывает большой временной промежуток — от начала XIX до начала ХХI века и позволяет проследить эволюцию жанра. О специфике натюрморта, причинах возросшей популярности музеев и целительной силе искусства рассказала заместитель генерального директора по научной работе Государственной Третьяковской галереи Татьяна Карпова.

— Татьяна Львовна, чем, на ваш взгляд, интересен натюрморт? В чем его главная особенность?

— Натюрморт — это и слепок эпохи, и «портрет» человека. Иногда то, что лежит на письменном столе, может рассказать о его владельце больше, чем его фотография. Натюрморт — это также одна из форм постижения мастерства художником. В любой художественной школе ученикам сначала предлагают изобразить яблоко, стакан или кувшин. С другой стороны, это жанр сложный, который имеет самые разные грани. Доступны ему и философские аспекты. Натюрморт фокусирует внимание зрителя не столько на сюжете, сколько на самом языке изобразительного искусства.

— Некоторые по-прежнему считают, что натюрморт — это салонный жанр, не придают ему должного значения…

— Действительно, во второй половине XIX века натюрморт был не очень интересен художникам. Активные в то время «передвижники» фокусировали свое внимание на социальном анализе и критике действительности и не хотели писать «ковры, ласкающие глаз». В ХХ веке ситуация изменилась. И сегодня натюрморт не утерял своей актуальности и захватывает новые области, например, скульптуру, инсталляции, выходит в сферу современного искусства. Все это заставляет задуматься о прихотливой судьбе этого жанра.

«Приучить» к музею

— Насколько сложно сегодня организовать серьезную выставку?

— Планы Третьяковской галереи расписаны до 2022 года. К примеру, в 2018 году у нас будет выставка Куинджи, в 2019 году — Репина. Таким образом, мы возвращаем нашему зрителю крупные имена, которых не так много, надо сказать, в русском искусстве. Но, чтобы все получилось, нужно глубоко вспахать эту почву — освоить литературу, представить, что может быть интересно современному зрителю, какие новые картины мы можем ему показать, какие истории рассказать. Это целый сценарий! Не каждому научному сотруднику удается стать «режиссером» выставочного проекта и свои знания облечь в форму сценария — емкого, яркого, который раскроет художника и увлечет зрителей, а не уведет его в частности, которые интересны только узким специалистам.

Над каждой выставкой работает кураторская группа, устраивает «мозговые штурмы», готовит каталог. Это очень важная часть работы, потому что выставка пройдет, а каталог останется, поэтому в нем должен быть зафиксирован новый этап осмысления художника или определенной темы. Одним словом, это всегда сложная работа. Хоть меня и не все в этом поддерживают, но я считаю, что у куратора большого выставочного проекта должно быть от двух до пяти лет на подготовку экспозиции. Это европейская практика, где кураторы могут пять лет разрабатывать и реализовывать новый выставочный проект.

— Чувствуете ли вы повышение интереса к искусству со стороны современных посетителей музеев, галерей? И с чем это может быть связано?

— Сегодня наблюдается какое-то особое состояние общества в этом плане. По крайней мере, в Москве. Люди действительно стали больше тянуться к красоте. Они почувствовали, что может дать им изобразительное искусство. Сильный ажиотаж вызвала выставка Валентина Серова, которая проходила с октября 2015 года до 31 января 2016-го. Выставка Ивана Айвазовского, приуроченная к 200-летнему юбилею мастера и прошедшая летом 2016 года, заняла восьмое место в ежегодном международном рейтинге музейной посещаемости. Но выставки бывают разные. Не все вызывают одинаковый интерес.

С одной стороны, повышенное внимание, в частности, к Третьяковской галерее, — это объективная ситуация. Театры в Москве — достаточно дорогое удовольствие, особенно для семейного времяпрепровождения. Музеи в этом плане доступнее. К примеру, у нас детский билет бесплатный, так что посетить галерею легко можно всей семьей. Музеи стали в большей степени открываться публике — используют новые формы работы с посетителями, в том числе кинопоказы, разные образовательные программы, творческие встречи с художниками и писателями. У нас проходят джазовые концерты, вечера классической музыки. Таким образом, у человека появляется повод не один раз посетить музей. И если заниматься этим регулярно, люди привыкнут к этому, будут чаще приходить в музей и воспринимать это как способ провести досуг.

Но есть еще один момент. Объясню на примере. С апреля по июль этого года мы показали в Третьяковской галерее большую ретроспективу работ художника Зинаиды Серебряковой. Это был наиболее полный показ ее картин за последние 30 лет. Мы видели — и по самим посетителям, и по их отзывам, — что люди просто не хотели уходить с выставки. Некоторые приходили по несколько раз. Там была такая атмосфера любви, тепла, красоты! Эти вибрации действуют на души посетителей. Люди это ощущают и словно лечатся на наших выставках. Возможно, сегодня именно это и привлекает людей в музеи и галереи.

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты