Родоначальник фотосимволизма из Испании показал Увильды в другом измерении

5 Октября 2017 Автор: Беседовала Екатерина Сырцева Фото: Владлена Шваб
Родоначальник фотосимволизма из Испании показал Увильды в другом измерении

В Челябинске побывал испанский фотограф Валентин Гонсалес Фернандес. В интервью «ЮП» этот удивительный человек, которого окрестили «родоначальником фотосимволизма», поделился своим творческим методом и рассказал о другой реальности, которая проступает в его снимках.

Нереальная реальность

Работы мастера впечатляют и обескураживают. На первый взгляд — непонятное сочетание линий и цветовых пятен. При внимательном рассмотрении начинаешь различать более или менее узнаваемые образы. Одни пугают, другие завораживают — их хочется рассматривать, разгадывать, погружаясь в другой мир.

Творческое ви́дение (и чувствование) Валентина Гонсалеса Фернандеса действительно необычно. Однако за каждым его абстрактным снимком лежит реальный объект. Окружающий мир, снятый особым образом, становится фантастическим и нереальным. В такой странной технике фотограф работает с 1991 года. Однако цифровую обработку он впервые применил только в 2010 году. До этого Валентин Гонсалес Фернандес не использовал никакие компьютерные программы и немного сердится, когда его в очередной раз спрашивают о том, как же он все-таки обрабатывает свои фотографии.

Фернандес_Шваб_DSC_4735.jpg

— Не могли бы вы объяснить суть своего творческого метода?

Валентин-Гонсалес-Фернандес-фотограф_DSC_4669.jpg— По сути, мои фотографии — это негативы с изображением окружающего нас мира. Расфокусированное изображение, которое конвертируется в образ. Перед тем,как сделать кадр, я закрываю диафрагму фотоаппарата до минимального просвета — узкой щели толщиной с ниточку. В итоге получается нечто размытое, когда непонятно, кто это — мужчина или женщина, блондин или шатен, в очках он или нет. Некий сеньор Иван превращается в универсальную фигуру, и зритель смотрит уже не на конкретного персонажа или объект, но воспринимает фотографию как символ, обобщающий образ. Так я открыл для себя символизм в фотографии. В какой-то момент я начал экспериментировать: снимал через стекло, зеркала, прозрачные ткани, другие материалы, использовал наложение негатива и позитива, научился изменять форму и цвет.

Чудо быть создателем

— Как вы пришли к такому способу фотосъемки?

— Я начинал с коммерческой фотографии. Но мне было мало этого, хотелось работать с более сложными художественными формами, передавать зрителю мой внутренний мир, личные переживания. Коммерческая съемка ограничивала меня. Предположим, мне нужно было передать на снимке боль. Я просил модель сделать вид, что ей больно, — изобразить это лицом, движением, игрой. Но изображение было ограничено возможностями модели. Это было выражение ее боли, а не моей. Меня это не удовлетворяло. Даже если получался идеальный снимок, он не полностью отражал мое ви́дение.

— Что это вам дало?

—Уйдя из коммерческой фотосъемки, где нужно было делать красиво и продаваемо, я освободился, и это дало мне возможность заниматься настоящим искусством. Но это не произошло на пустом месте. Для этого нужен определенный уровень культуры, нужно много читать и смотреть, путешествовать, накопить жизненный опыт, изучить технические законы фотографии.

— За каждой ли вашей фотографией скрывается конкретная тема, идея? Или есть работы, которые передают только состояние, мимолетное настроение?

— Нет отдельных работ. Каждая фотография — часть коллекции. Сейчас я работаю над тридцатой по счету. У каждой коллекции есть конкретная идея, пишется сценарий, который дает представление о новой серии снимков. Бывает, что материал для воплощения обнаруживается позже. Сколько будет снимков в новой коллекции, я изначально не знаю, и она продолжает расти до тех пор, пока тема не будет считаться исчерпанной.

Фернандес_Шваб_DSC_4728.jpg

— Зритель должен разгадать этот сценарий или увидеть свою историю?

—Я могу сказать вам самые прекрасные слова на испанском, и вы меня не поймете. В изобразительном искусстве тоже нужен общий код для понимания. Но зритель вряд ли увидит коды, которые заложил я. Он увидит их по-другому. Это будут его собственные коды. То, что человек не может понять, расшифровать, он наполняет своим опытом. В итоге то, что мне кажется смешным на снимке, другого напугает, то, что введет зрителя в уныние или депрессию, для меня — фантастика. В моих фотографиях даже больше жизни, чем я туда заложил. Чудесно быть создателем. Это как иметь ребенка: ты даешь ему жизнь, а он потом делает, что хочет.

— Согласны ли вы, что фотография — это зеркало души? И если да, то зеркало для кого — фотографа или зрителя?

— Для обоих. Как я уже сказал, когда я делаю картину, я включаю в нее свои коды. Это мой способ понимания мира. Обычно это тонкие, почти незаметные вещи. Некоторые фотографии задуманы так, что их можно переворачивать и вешать, как хочешь, — всегда откроется новое изображение, и каждый увидит что-то свое. Мои фотографии отчасти заполнены душой зрителя, а значит, они не полностью принадлежат мне.

Верить и идти

— Как судьба связала вас с Уралом?

— Случайно. В 2011 году мне предложили организовать в Челябинске выставку моих пейзажей. Это была серия фотографий, сделанных на морском побережье на севере Испании. Я четыре года жил как пещерный человек, среди скал, исследовал километры безлюдных пляжей. Это было прекрасно. Но я не расцениваю свою реалистическую фотографию как искусство. На вопрос, что для меня искусство, я выслал каталог своих абстрактных работ — думал, что после этого со мной не будут разговаривать. Но через неделю мне ответили, что немного поняли мою точку зрения и все-таки предлагают провести выставку.

Во время первого визита в Челябинск мне показали уральскую природу. Особенно меня поразило озеро Увильды. Это необыкновенное для меня место, другой мир. Там на берегу во время заката была сделана фотография. Получилось изображение, на котором можно рассмотреть силуэты множества людей. У меня действительно в тот момент было ощущение, что я окружен душами. Пейзаж Испании отличается от видов Урала — и по свету, и по силуэтам.

— Что бы вы посоветовали фотографам, которые тоже ищут свой язык, свой авторский стиль в фотографии?

— Многие фотографы ограничивают себя убеждением в том, что фотография должна изображать только реальность, которую все могут видеть. Это не так. Настоящее искусство — это работа, которая передает дух автора, выражает эмоции создателя. Мои работы — это одна из дверей в безобъектный мир. Хорошо, если молодые фотографы, ищущие свой путь, откроют в моих работах что-то новое для себя и не будут привязываться только к предметам. Это не случится завтра, потому что любой художник сначала должен стать хорошим ремесленником, познать все тонкости техники, чтобы потом виртуозно и свободно выражать то, что он чувствует. К любому открытию нужно быть внутренне готовым. Мы открываем для себя новые вещи только тогда, когда готовы понять их и осознать. Главное — не расстраиваться и не терять веру. Это случится. Нужно просто идти.

Фернандес_DSC_4742.jpg

Поделиться

Вчера | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

Новости   
Спецпроекты