Подойдет ли Челябинску казанский вариант системы общественного транспорта
По мнению эксперта, нашему городу мешает неправильный дележ маршрутов и особенности проведения тендеров.
«Казанский вариант в Челябинске не пройдет по одной простой причине. С переходом на новую систему там сказали: или работаем по-новому, или никак. У них руководство региона договорилось с коммерческим банком о получении лизинга под автобусы без первоначального взноса. Я не думаю, что этот вариант в Челябинске реализуем. Когда речь идет о Казани, нужно понимать, что единственный транспорт, который у них дотируется из бюджета, трамвай. Остальные работают в рентабельном поле», — отмечает эксперт.
По его словам, все маршруты, которые есть в Челябинске, находятся в едином статусе: на каких-то работают автобусы малой вместимости, то есть маршрутки, а на каких-то автобусы большой вместимости. Челябинская проблема заключается в том, что дележ этих маршрутов осуществлялся по принципу «выгодные маршруты себе или своим, а невыгодные — чужим».
Получается, к невыгодным маршрутам, чтобы хоть как-то их сделать рентабельными, прирезают «хвостики» выгодных. Это приводит к гигантскому совмещению маршрутов, на одном и том же перегоне работают десятки разных машин, особенно в центре или на Северо-Западе. Иногда водители, понимая, что до конца им везти некого, просто разворачиваются в сторону прибыльной части маршрута, а люди в итоге остаются без транспорта. Кроме того, эксперт напомнил, что чиновники работают в жестком правовом поле.
«Один из последних примеров: тендер на перевозки в аэропорт. Он рассчитан на один год работы, а срок амортизации нормального автобуса составляет 10-15 лет. Никто не закупит машины на тендер, который проводится один год. Ситуация была очевидна, поэтому субсидию выделили определенному перевозчику, который имеет автобусы, то есть фактически муниципалам. Здесь тоже есть отличие от казанской модели, поскольку власти там сказали работать всем в одинаковых условиях: у каждого перевозчика есть как выгодные, нулевые, так и убыточные маршруты», — резюмировал Николай Горяев.
Напомним, в начале апреля врио губернатора Алексей Теклер, видя низкий уровень развития общественного транспорта, поручил властям Челябинска разработать комплексный план. В итоге глава региона остался недоволен тем вариантом, который был предложен мэрией.
Поделиться