Челябинские эксперты считают, что с налогом на самозанятость спешить не стоит
Минфин предлагает распространить налог на самозанятых еще на 19 регионов.
Напомним, что с 1 января 2019 года специальный налоговый режим для самозанятых был введен в четырех пилотных регионах: Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане. Предполагается, что самозанятые при годовом доходе не более 2,4 млн рублей и без наемных работников платят единый налог в размере 4 % при работе с физлицами и 6 % — с юрлицами и ИП. По данным налоговой, к проекту присоединились 250 тысяч россиян.
— На мой взгляд, предложение о введении налога на самозанятость — вопрос спорный, и спешить с этим не стоит, — считает заведующий лабораторией «Модели пространственного развития» Челябинского филиала РАНХиГС Сергей Гордеев. — Вначале нужно просчитать все плюсы и минусы. К примеру, во сколько обойдется так называемое налоговое администрирование — учет и «бухгалтерия» самозанятых. При этом нельзя допускать уравниловки. Если, например, в Москве репетитор в месяц получает 100 тысяч рублей, то в Бакале или Верхнем Уфалее вряд ли больше 10 тысяч. В депрессивных территориях себестоимость администрирования такого налога может оказаться выше, чем поступления от него.
По словам эксперта, вроде бы введение налога на самозанятых преследует благую цель — пополнение бюджета, прозрачность малого бизнеса, легальность доходов и преференции государства. Но в ряде случаев минусы перевешивают плюсы. Экономист предлагает для этой категории ввести дифференцированную систему налогообложения, установить некий порог доходов, а если самозанятый недотягивает до него, то освободить от уплаты, пусть просто кормит семью.
— К сожалению, у нас нередко налоговые эксперименты вначале обкатывают на богатых регионах, а затем тиражируют на всю страну, — резюмирует Сергей Гордеев. — А их уравнивать нельзя. Причем у нас остается плоская уравнивающая схема налогообложения, по которой олигархи и разнорабочие платят один и тот же процент (предложения о введении так называемого налога на роскошь все еще обсуждаются). Почему бы налоги платить не с зарплаты, а с учетом потребления? Кроме того, устаревшая, во многом оставшаяся с советских времен налоговая система вряд ли стимулирует эффективное развитие. Так, все социальные взносы и НДФЛ за нас платит работодатель, а когда несколько лет назад отменили упрощенную схему налогообложения для ряда категорий малого и среднего бизнеса, многие «малыши» ушли в тень. Это вполне может повториться и с самозанятыми. Чтобы их мини-бизнес был прозрачным, без серых схем оплаты, на мой взгляд, имеет смысл, предусмотрев льготы для инвалидов и многодетных, применять индивидуальный подход, оценивать финансовое положение семьи, сколько в ней детей, прочих иждивенцев. В таком случае новый налог будет стимулировать единоличный мини-бизнес, работать на развитие.
Кстати
Как сообщается на сайте Минфина России, правительство РФ одобрило поправки к закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», согласно которым самозанятые граждане будут приравнены к субъектами малого и среднего предпринимательства при закупках госкомпаний. В настоящее время самозанятые могут принимать участие в закупках на общих основаниях. Теперь им будут предоставлены преференции: обязательная минимальная квота закупок у малого бизнеса, процедуры закупок проводятся в электронной форме на ограниченном числе электронных площадок, функционирующих по унифицированным правилам, предельный срок оплаты по исполненным договорам.
Поделиться