С 1 января на Южном Урале не изменят тарифы на вывоз мусора
Корректировка произойдет в июле будущего года.
Как пояснили в пресс-службе Центра коммунального сервиса, бюджетные компенсации компаниям, занятым в сфере обращения с ТКО, вынужденная мера, связанная с погрешностями территориальной схемы обращения с отходами, принятой еще в 2018 году. Реформа сферы обращения с ТКО тогда только стартовала, системного регулирования отрасли не было, как и нормативных документов, которые регулировали бы эту сферу. Так было не только в Челябинской области, но и во многих других регионах России.
Отметим, что в зоне ответственности регоператора ЦКС, согласно той территориальной схеме, было всего 12 тысяч контейнерных площадок, по факту отходы вывозились почти с 20 тысяч локаций. Объем образования отходов также не был корректно отражен в документе. В схеме отсутствовали и данные по расстояниям, которые должны были преодолевать мусоровозы подрядчиков регионального оператора.
«То, что было в Челябинском и Карабашском кластерах до 2019 года, а в Магнитогорском кластере до 2017 года, надо забыть как страшный сон, — делится генеральный директор ЦКС Захид Камилов. — Организации, которые тогда занимались вывозом мусора, не предоставили корректную информацию для формирования территориальной схемы. Иногда они ей просто не обладали. Напомню, что до реформы сферы обращения с ТКО перевозчики сами определяли, где и как им возить отходы. В некоторых деревнях, поселках от мусора избавлялись, мягко скажем, неэкологично. Он мог транспортироваться на тракторе до ближайшего оврага, потому что за вывоз никто не брался, а убирать было нужно».
По мнению коммунальщиков, отсутствие единого подхода тогда привело к масштабным перекосам, которые и легли в основу территориальной схемы. Из-за недостатка объективных данных в Челябинской области были утверждены полученные расчетным методом тарифы — одни из самых низких в России. Когда же регоператоры начали оказывать услугу, стали появляться фактические данные об их деятельности. Эти сведения, в свою очередь, подтвердили несовершенство территориальной схемы.
Реальные расходы регоператоров значительно превысили суммы, которые закладывались министерством тарифного регулирования региона в тариф на 2019 и 2020 годах. Сейчас регулятор находится в непростой ситуации. С одной стороны, по закону при утверждении тарифа необходимо учесть затраты, фактически понесенные регоператорами, с другой стороны, по закону нельзя допустить резкого роста платы за коммунальную услугу для населения.
Правительством области было принято решение о введении льготного тарифа для жителей региона. В 2021 году эта мера позволила частично компенсировать регоператорам средства, недополученные в прошлые периоды. Также министерство тарифного регулирования имеет возможность применить механизм сглаживание тарифа. Его смысл в том, что регулятор утверждает заниженный уровень тарифа, гарантируя организациям компенсацию фактически понесенных расходов через тарифы в последующие периоды. Регоператорам приходится привлекать заемные средства, чтобы покрыть издержки.
Нацпроект «Экология» ставит амбициозные задачи. К 2030 году все коммунальные отходы должны направлять на сортировочные комплексы. Отправлять на захоронение мусор без предварительной выборки будет запрещено. При этом на переработку должны направлять 50 % всех ТКО. В регионе постепенно создается новая инфраструктура: строятся и вводятся в строй сортировочные комплексы, перерабатывающие вторичное сырье производства. А затраты на возведение мощностей также закладываются в тариф.
«Услуга по обращению с ТКО является комплексной. Она включает в себя транспортирование, обработку ТКО, а также захоронение «хвостов», — добавили в ЦКС. — Все это обходится недешево. Вместе с тем с 1 января изменения тарифов на услугу по обращению с ТКО для жителей региона не произойдет, это не предусмотрено законом. Изменение платы для граждан может произойти не раньше 1 июля 2022 года. Корректировка будет в пределах 4 %».
Поделиться