На Южном Урале выработали модель боевого стресса
Исследования показали, что это результат влияния особых генов.
«Понимая, как устроена генная сеть, можно предсказывать гены, которые являются драйверами в развитии так называемого посттравматического расстройства. Мы не просто изучаем, а ставим новую экспериментальную модель боевого стресса — угрозы жизни и столкновения с врагом. Необходимость нашей работы стала особо значима в условиях проведения СВО», — поделился руководитель проекта, доктор биологических наук, профессор ЮУрГУ Вадим Цейликман.
По его словам, ситуацию боевого стресса смоделировали, создав критическую обстановку для крыс — мнимую близость к хищнику, которого они распознают по запаху. Ученые сравнили экспериментальные группы животных, где поведение одних стало угнетенным, а у других, наоборот, приобрело сверхактивность. Они изучили отдел мозга, в котором выявили повышенное возбуждение генов нейротрофинов, отвечающих за устойчивость к угрозе для жизни.
Исследователи обнаружили, что у крыс, имеющих подавленное поведение, эти гены неактивны, а значит, синтеза белка, влияющего на устойчивость психики, не происходит. И напротив, крысы, ставшие агрессивными, имели высокое содержание нейротрофинов. Генетические исследования показали, что это результат влияния «генов стресса».
«Среди тех, кто страдает посттравматическими расстройствами, встречаются бывшие заложники, пленные, жертвы насилия, — говорит Вадим Цейликман. — А если эти состояния возникают в результате боевого стресса, это более сложный и опасный вид расстройства. Если мы научимся корректировать или предупреждать их, то вопрос лечения данного заболевания будет снят».
Ученые исследуют вещества, которые могут стать лекарствами от «угнетенного» стресса. Для этого проводят эксперименты в лаборатории исследований молекулярных механизмов стресса ЮУрГУ, в академических центрах Москвы и Санкт-Петербурга. По прогнозам, понимание генетического механизма стресса откроет новые возможности для применения этих препаратов при лечении таких расстройств.
Поделиться