В Челябинске представили уникальный породный вагон
Челябинские ученые разработали проходческий вагон для вывоза породы при прокладке подземных тоннелей.
Проходческий вагон сконструировали в ЮУрГУ вместе со специалистами индустриального партнера. Этот вагон (ранее такие комплексы поставляли из-за границы) оборудовали механико-пневматическими тормозами и системой саморазгрузки. Производство таких вагонов планируют освоить на предприятии «ТЭК-Спецмаш».
По словам авторов ноу-хау, аналогов таких вагонов в России нет. В отличие от зарубежных, в отечественных был либо опрокидывающийся съемный кузов с межвагонной автосцепкой Виллисона, либо тормозная система и автосцепка. Ученые решили сложную задачу, сумев оснастить вагон универсальной тормозной системой. Они объединили в одной схеме пневматический и механический тормозные элементы, создав управляемую машинистом уникальную двойную тормозную систему. Это дает возможность удерживать вагон в ходе загрузки породой. В итоге был сконструирован первый в России породный вагон, совмещающий в себе опрокидывающийся съемный кузов, тормозную систему и автосцепку Виллисона.
— Одна из основных проблем, с которой мы столкнулись, это то, что в России нет материалов, применяемых при изготовлении зарубежного аналога, например, кузова породного вагона, — сообщил «Южноуральской панораме» заведующий научной лабораторией «Ракеты-носители, космические и беспилотные летательные аппараты» ЮУрГУ Руслан Пешков. — Мы провели массу расчетов и исследований и по другим элементам породного вагона, чтобы обосновать выбор конструктивно-силовых схем с учетом особенностей того материала, который используется нашим индустриальным партнером. И мы успешно справились с техническим заданием.
Фото Людмилы Ковалевой, из архива редакции
Как пояснили авторы изобретения, породный вагон входит в состав тоннелепроходческого комплекса и предназначен для откатки породы в ходе прокладки тоннеля. Кузов такого вагона, как правило, неподвижен и потому требует ручной разгрузки, отнимая много времени и сил. Ученые сконструировали опрокидывающийся кузов, который можно разгружать автоматически, без участия человека. Из-за особенностей конструкции вагона грунт на его стенки почти не налипает, это тоже облегчит проходку тоннелей. При этом кузов съемный, на платформу можно ставить разные навесные «рабочие органы».
«Нам поступил запрос от группы компаний «Моспроект-3» о возможности изготовления и поставки породных вагонов для обеспечения работы проходческого комплекса LOVAT в рамках проекта строительства тоннелей Челябинского метротрама. Сейчас в России из-за ограничений на ввоз зарубежные комплексы не могут быть оперативно обеспечены вагонами, из-за повышенной нагрузки требующими постоянного обновления», — ранее отмечал директор «ТЭК-Спецмаш» Павел Шибков.
С учетом предварительных договоренностей с потенциальными потребителями из Челябинска, Воронежа, Красноярска и Нижнего Новгорода планируется в среднем выпускать от 16 до 32 вагонов в год. Проект получил грантовую поддержку правительства Челябинской области. В итоге ученые разработали всю конструкторскую документацию для строительства нового вагона. Индустриальный партнер скоро изготовит опытный образец, испытает его и начнет серийный выпуск вагонов.
Поделиться