Бутафорский меч и вечернее платье для «Лоэнгрина»

24 Марта 2010

В прошлом все эти люди — художники-оформители, дизайнеры, исполнители декоративно-прикладных работ, а в настоящем — работники бутафорского цеха Челябинского государственного академического театра оперы и балета...

В прошлом все эти люди — художники-оформители, дизайнеры, исполнители декоративно-прикладных работ, а в настоящем — работники бутафорского цеха Челябинского государственного академического театра оперы и балета. Они могут смастерить все: автомобиль, лошадь, перстень Аладдина, фонтан, пастушью свирель, маску, кокошник или каравай. Продолжать список можно до бесконечности.



Ведь художник-бутафор умеет сделать из бумаги железо, а из железа дерево. Недаром этих людей в театре олицетворяют с феей. Мастерскую, в которой трудятся бутафоры, нелегко описать. Мое внимание с ходу приковал оранжевый печной кирпич.

— Нам нужно было посмотреть его фактуру, — объясняет начальник цеха Марина Богданова, — чтобы потом сделать кирпич бутафорский, ведь настоящий на сцене не используется.

Вещи, которые не купишь в магазине, мастера делают из подручных средств, таких как поролон, пенопласт, ткань, полиэтилен, строительные смеси. Самый ходовой материал — это бумага, а излюбленная технология — папье-маше. Вся премудрость этой техники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев.


Художник-бутафор Надежда Набойкина в цехе работает уже пять лет. Она признается, что зачастую многое приходится примерять на себя.

— Мы делаем очень много масок, — рассказывает Надежда Александровна. — Самый простейший способ их изготовления — залить гипс на лицо человека. Так однажды делали маску с меня. В резиновой шапочке, с за-крытыми легким полиэтиленом бровями и ресницами, с бумажными воронками в носу я легла на кушетку. Затем мне обильно смазали лицо вазелином и залили его гипсом, разведенным в воде до определенной густоты. Через десять минут основу сняли. Но на этом процесс не закончился. Далее получившийся слепок тщательно вышкурили и снова залили гипсом. А поскольку меня постоянно смешили мои коллеги, то маска по

лучилась «ртом до ушей».

Сейчас бутафоры декорируют деревянный меч для премьеры, которую покажет театр оперы и балета южноуральцам уже на следующей неделе. В вагнеровском «Лоэнгрине», как отмечает режиссер Андрей Сергеев, декораций и реквизита практически не будет. Поэтому в этой постановке работы у бутафоров не очень много.


Моя экскурсия по театру продолжается.

— Вырез сзади надо? Рукав внатяг или делаем легкий напуск? — слышу голоса из пошивочного цеха. Лилия Пахомова, исполнительница партии Ортруды, меряет платье, в котором выйдет на сцену ее героиня.

В пошивочном цехе, в отличие от бутафорского, оказалось все довольно предсказуемо: швейные машины, оверлоки, манекены, гладильная доска, ткани. Единственное, пожалуй, что здесь обращает на себя внимание, — утюг, его чугунный мощный вид. Весит он почти пятнадцать килограммов и применяется для того, чтобы «застоять» ткань.

Здесь работают с раннего утра и до победного, пока не закончат. Ино

гда для одного спектакля шьется по сто и более костюмов. Сейчас в мастерской дошиваются наряды для «Лоэнгрина».

— Костюмы в этой новой постановке очень простые, — говорит режиссер-постановщик и сцено-граф Андрей Сергеев. — Это связано с тем, что исполнение оперы полуконцертное. Театральные одежды совсем не те, что шьют в ателье, в один голос признаются сотрудницы пошивочного цеха.

— Практически все костюмы делаются из нескольких тканей и садятся на основу, — рассказывает начальник цеха Галина Комарова. — По сути, чтобы сделать одно платье, шьем второе — основу. Так нужно для сцены, чтобы все вы-глядело безупречно, без заломов. Для «Лоэнгрина», с одной стороны, проще шить костюмы, потому что это не исторические пышные многослойные юбки, оборки и рюши. В новой опере платья по крою ближе к концертным, вечерним.

Романтическая средневековая легенда о таинственном и загадочн

ом рыцаре священного Грааля обещает стать большим культурным событием. Главными его героями станут актеры театра, музыканты, режиссеры. Но, как всегда, в спектакль будет вложен и очень важный труд работников бутафорского, швейного и других цехов. Об этом говорят не часто, но без труда этих тружеников сцены спектаклей не бывает.    

ДАРЬЯ ПОДКОРЫТОВА

Поделиться

Публикации на тему
 
Новости   
Спецпроекты