Вагнер: великий и разный

25 Марта 2010

Сегодня и завтра в Челябинском государственном академическом театре оперы и балета долгожданная премьера оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».

Сегодня и завтра в Челябинском государственном академическом театре оперы и балета долгожданная премьера оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».

В главных партиях заняты ведущие солисты оперной труппы — Наталья Заварзина, Олеся Гордеева, Елена Роткина, Федор Атаскевич, Сергей Гордеев, Дмитрий Караваев, Мария Шевера, Лилия Пахомова, Станислав Трофимов, Евгений Голубчиков.

Накануне этого долгожданного события на вопросы, почему выбор пал на сложнейшее произведение Вагнера, не помешает ли восприятию «концертно-сценическая версия», что думают исполнители главных партий о новой работе, что ожидает публику, вашему корреспонденту ответили:

АНТОН ГРИШАНИН, художественный руководитель и главный дирижер театра, постановщик и музыкальный руководитель проекта, заслуженный артист России, лауреат премии правительства РФ:


— В последнее время мы стараемся знакомить челябинцев с музыкой композиторов, которые раньше на сцене нашего театра еще не звучали. Вагнер — один из них. Замечу, что даже столичные театры очень редко ставят оперу «Лоэнгрин», хотя она одна из самых популярных. Сегодня «Лоэнгрин» идет только в столичной «Новой опере».

Музыка Вагнера сложнейшая. Причем, если у Верди и других итальянцев главное в опере — голос, у Вагнера на первом плане — оркестровая музыка. Да и с вокалом непросто — все партии написаны для голосов «на пределе максимальных возможностей»: исполнители должны выкладываться по максимуму. Такие возможности у театра есть.

Опера прозвучит на немецком языке. Мы очень довольны сотрудничеством с московским режиссером Андреем Сергеевым. Он уже давно работает с нами, с его именем связаны постановки «Сильвы», «Летучей мыши».

Будет на премьере немало сюрпризов: розыгрыши пригласительных билетов на спектакли, музыкальных дисков, путевок на отдых, приглашений в рестораны и многого другого.

АНДРЕЙ СЕРГЕЕВ (Москва), режиссер-постановщик, сценограф:


— Существует несколько постановок «Лоэнгрина». В Челябинске избрана концертно-сценическая версия. Не надо думать, что это плохо, ведь главное в опере — это музыка и голоса. И, наверное, не самое важное, присутствуют ли на сцене богатые декорации. Я старался в своей работе использовать все же классическую версию Вагнера, стилизовать источник, отказавшись во имя этого от личной концепции. Ведь у разных режиссеров «Лоэнгрин» разный. У нас он будет таким, каким задумывал его создатель оперы.

Спектакль будет очень напряженным: здесь требуется особый тенор — почти баритон. И он есть в театре — это солист Федор Атаскевич. С партией Эльзы прекрасно справляется ваша прима Наталья Заварзина, народная артистка России, другие молодые исполнительницы. Хороший оркестр, хор, — все должно получиться.

НАТАЛЬЯ ЗАВАРЗИНА, народная артистка России, исполнительница роли Эльзы:

— Артисты стояли перед непростой задачей, которая усложнялась тем, что петь приходится на немецком языке. Многие неплохо владеют итальянским — несколько опер исполняется у нас на этом языке. И пусть много спорят, но общемировая практика — петь на языке оригинала. Ведь звук — это тоже краска музыки и композитор учитывает все, когда пишет сложные партии. Вагнер именно из-за этого сам писал либретто, тщательно занимался звукоизвлечением.

Что касается концертно-сценической версии, то это тоже веяние времени. Многие театры сегодня склонны к минимизации декораций. Недавно я слушала в Москве «Набукко» Верди — очень аскетичное оформление. Но ведь спектакль от этого ничего не потерял. Артисты вообще не задумываются об этом. И волнуемся мы все о том, чтобы музыка и голоса звучали хорошо.

ХАЧАТУР БАДАЛЯН (московский театр «Новая Опера», Большой театр РФ), лауреат специальной премии на конкурсе оперных певцов Риккардо Дзандонаи (Рива дель Гарда, Италия), лауреат Международного конкурса теноров памяти Лучано Паваротти:

— Во всем мире Вагнер считается сложным, специфичным композитором. Достаточно сказать, что есть тенора, которые поют только Вагнера. У композитора другая техника звукоизвлечения, требующая еще и полной самоотдачи. Я пою партию Лоэнгрина в «Новой опере», но постановки в Москве и Челябинске абсолютно разные. Здесь это чистый и святой рыцарь, в Москве — он почти антигерой. Поэтому подход к роли разный: требуются иные подтексты. В Челябинске мне петь интересно, это классическая, оригинальная версия, мне важно было создавать совершенно иной образ, суть которого — любовь. Очень хочется, чтобы все получилось, чтобы публика приняла наш «Лоэнгрин» и полюбила спектакль.

ЛИДИЯ СТАРИКОВА

Поделиться

Публикации на тему
 
Новости   
Спецпроекты