Фестиваль осветили «Огни притона»

21 Января 2012

Первые дни фестивальной киноакции «Виват Оболенский!» глазами корреспондента «Южноуральской панорамы».

Первые дни фестивальной киноакции «Виват Оболенский!» глазами корреспондента «Южноуральской панорамы».

Открывающая пресс-конференция запомнилось большим количеством действующих лиц. Среди гостей фестиваля и журналистов в Киноцентре имени Леонида Оболенского было не протолкнуться.

На открытие приехали не все звезды (под вопросом Сергей Соловьев, точно не будет Николая Хомерики, ожидается Сергей Мирошниченко). Те же, что прибыли, а среди них были актеры, режиссеры и киновед Вячеслав Шмыров, — рассказывали о тех фильмах, что они привезли и, собственно, об Оболенском. Например, актриса Валентина Титова поведала, как она снималась вместе с Леонидом Леонидовичем, который был настолько галантным человеком, что на студии целовал уборщице руку.

Режиссер Борис Бушмелев, как и Оболенский, учился у Льва Кулешова. А Евгений Цымбал был ассистентом у Тарковского на «Сталкере», в первой версии которого как раз играл Леонид Леонидович.

Кто по собственному признанию вообще не был знаком с Оболенским, так это актер Евгений Цыганов: «Я с удовольствием принял это предложение, потому что в Челябинске был почти десять лет назад (на фестивале «Новое кино России» с фильмом «Прогулка». — Прим. авт. ). Если честно, не помню ровным счетом ничего. Вообще же, мне кажется, что для артиста важно получать новые впечатления, внимательно относиться к таким предложениям». На фестивале Евгений презентовал картину Александра Гордона «Огни притона», которую тот снял по роману своего отца, и где у Цыганова небольшая роль одесского пижона.

«Огни» открывали фестиваль. Но я их смотреть не стал, потому что имел возможность видеть на дальневосточном кинофестивале «Меридианы Тихого» осенью прошлого года. Там же мне удалось побывать на пресс-конференции с Александром Гордоном. Вообще-то, я зашел на прессуху буквально на пять минут, чтобы полюбопытствовать. Но, понятное дело, пришлось остаться до конца. Гордон сыпал остротами, остроумными фразами и убойными формулировками, которые так и просились в рубрику «Правила жизни» журнала Esquire. Например: «За процесс отвечаю, за результат — нет» (про то, участвует ли он в финальном монтаже программы «Закрытый показ»), «Старые мастера — писатели и режиссеры — серьезно относились к тому, что они делают и несерьезно к себе. Сейчас — ровно наоборот». Еще он спорил со своим отцом Гарри Гордоном о художественной ценности сценария: «Сценарий, на мой взгляд, это не самостоятельное произведение. Это повод к созданию самостоятельного произведения», ну и так далее.

Тут, впрочем, стоит заметить, что с таким же успехом можно поспорить и о художественных достоинствах ленты самого Гордона, так как «Огни притона» — это яркое подтверждение того тезиса, что произведения умных людей не обязательно являются их прямым продолжением.

По форме «Огни» это не совсем фильм. Скорее, это такая киноповесть, где половину или чуть меньше экранного времени персонажи говорят на украинском (действие происходит в солнечной Одессе 50-х годов), совершают рутинные действия, в общем, живут своей жизнью. Изредка (совсем изредка) эта рутина взрывается каким-нибудь драматургическим конфликтом, но это, видимо, для того, чтобы зритель окончательно не заскучал. Главная героиня фильма, владелица борделя по имени «мам Люба» (Оксана Фандера), тоже иногда ведется на экзистенциальную тоску, пытаясь ответить на один из самых сложных философских вопросов: «Должна ли женщина стирать мужчине грязные носки или нет?» А в основном, да — это кино средних достоинств от не среднего ума человека.

Евгений Ткачев

Поделиться

Публикации на тему
 
Новости   
Спецпроекты