Ольга Чубук: «Каждая вторая жалоба по нарушению трудовых прав обоснованна»
На что чаще всего жалуются граждане, обращаясь в прокуратуру? Как сообщить о фактах коррупции? Как не стать жертвой недобросовестного юриста?
— В работе вашего ведомства не обойтись без цифр. Каковы результаты работы с обращениями граждан в прошлом году?
— По итогам работы за 2017 год к нам поступило 98 990 обращений, это на 3 % больше, чем в прошлом году. При этом допущено снижение количества разрешенных обращений, чуть более 52 тысяч. Необходимо отметить, что каждая четвертая жалоба была признана обоснованной, принимался весь спектр прокурорского реагирования. Чаще всего использовалась такая мера, как внесение представлений, более 3 тысяч исков и свыше 500 протестов и предостережений, было возбуждено более 1200 дел об административных правонарушениях. В том числе нами инициировались доследственные проверки с целью решения вопросов о возбуждении уголовных дел.
— На что больше жалуются жители нашего региона?
— По-прежнему наиболее актуальными вопросами являются нарушения трудового законодательства, здесь каждая вторая жалоба была признана обоснованной. Поступали жалобы на нарушение прав несовершеннолетних, действие и бездействие органов следствия и дознания. Немало поступало и повторных обращений из-за того, что заявители не были согласны с ответом на ранее поданное обращение, при этом ни одно из таких обращений не было признано удовлетворенным.
— Количество удовлетворенных обращений значительно уступает общему количеству жалоб. Может быть, граждане не всегда точно понимают, с чем работает прокуратура?
— Мы стали чаще отправлять обращения в иные органы, поскольку ряд определенных вопросов не входит в компетенцию органов прокуратуры, мы в силу закона не подменяем полномочия иных контролирующих органов. Например, большое количество обращений направляется нами в Государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор. Иногда граждане просят органы прокуратуры возбудить уголовные дела, хотя мы не обладаем соответствующими полномочиями, тогда мы направляем такие обращения в следственные органы: главное управление МВД по Челябинской области, следственный комитет. Когда вживую беседуем с заявителем, то объясняем, что их вопрос не входит в круг нашей компетенции, но всегда пытаемся помочь и советуем, в какой государственный орган ему необходимо обратиться, где находится этот орган, как может быть рассмотрен этот вопрос. По крайней мере если бы был большой процент удовлетворяемости жалоб, то можно было бы говорить, что мы где-то неэффективно сработали.
— Многие наслышаны о недобросовестных конторах, где гражданам за деньги готовят обращения в прокуратуру. Такие фирмы существуют до сих пор?
— Мы не ставили для себя цель выявить такие недобросовестные организации, но из огромного количества обращений, которые поступают к нам, мы видим определенные обращения, исполненные в одном стиле. При этом не указываются данные заявителя, а именно сотовый телефон, по которому можно было бы связаться с гражданином и уточнить определенные вопросы. Зачастую такие организации вводят в заблуждение граждан, указывая на то, что данный вопрос находится в нашей компетенции, например, о нарушении прав потребителей. Ко мне однажды обратилась женщина, у которой дочь поступала в вуз и требовалась справка определенной формы из медицинского учреждения. Она за эту справку заплатила около тысячи рублей, и только дома через интернет она выяснила, что такую справку можно получить на безвозмездной основе. Она решила разобраться с этим вопросом и обратилась к юристу, который за подготовку заявления в прокуратуру взял у гражданки около 15 тысяч рублей. Только у нас ей объяснили, что обращение излагается в свободной форме или можно просто прийти на личный прием.
— Как еще можно обратиться помимо письменного заявления и личного приема?
— Мы используем различные формы приема обращения граждан. Помимо традиционного приема граждан в любой рабочий день и приема письменного обращения осуществляются выездные приемы. Как правило, это труднодоступные и удаленные территории. Прием осуществляется в трудовых коллективах по таким злободневным вопросам, как невыплата заработной платы. Существуют и тематические приемы, например, в день противодействия коррупции организуется прямая телефонная линия. Мы в аппарате тоже нашли для себя одну из современных форм приема граждан — прием по видеосвязи в Skype в Челябинской областной научной библиотеке. Видеосвязь организована через библиотеки, которые есть в каждом районе региона. Также граждане могут обратиться через интернет-приемную на сайте прокуратуры области, но при этом очень важно указать территориальную прокуратуру, поскольку по закону требуется время на рассмотрение обращения. Если ранее обращение не разрешалось районным либо городским, специализированным прокурором, рекомендуем гражданам изначально обращаться к нижестоящему прокурору. В случае несогласия с ответом прокурора района, города заявители должны направлять обращения в прокуратуру области.
Поделиться