Пойду, куда надо. Миллиард рублей потратит Федерация на профориентацию школьников

20 Февраля 2018 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Пойду, куда надо. Миллиард рублей потратит Федерация на профориентацию школьников

Президент Владимир Путин инициировал проект «Билет в будущее» по профориентации школьников с шестого по десятый класс. В минобрнауки Челябинской области не сомневаются: нашему региону будет по силам справиться со всеми задачами, поставленными «сверху».

Профориентационная работа в регионе выстраивается уже 15 лет. И имеет четкую структуру. Другое дело, что в нынешних реалиях в профориентационном курсе куда больше нуждаются родители, чем дети.

Своя концепция

Ошибка выбора будущей профессии сегодня дорого обходится и школьникам, и их родителям, и государству. Первые теряют драгоценные пять лет, обучаясь по нелюбимой специальности, а потом испытывают проблемы с трудоустройством, вторые выбрасывают деньги на ветер, вкладываясь в обучение своего чада, а государство потом испытывает кадровый дефицит по ряду специальностей. Разрешить проблемы сразу трех сторон по логике вещей могла бы ранняя профориентация учащихся. Хотя в стране о ней говорится давно и много, до сих пор она не имела четких очертаний.

Придать ей видимые рамки призван проект «Билет в будущее» для школьников с шестой по десятый класс, инициированный президентом Владимиром Путиным. Предполагается, что он будет состоять из трех этапов. «На первом ребята могли бы обозначить свой будущий профессиональный интерес дома, на местном уровне, через интернет. Затем, на втором этапе, могли бы принимать участие в работе по разным центрам компетенции, вы уже наверняка слышали об этом, есть общеобразовательный центр «Сириус» в Сочи. А затем получать специальный грант для приобретения практических профессиональных навыков уже в крупных учреждениях либо в наших крупных компаниях», — объявил глава государства. Выделить на эти цели планируется немалые средства — миллиард рублей из федерального бюджета.

Теперь регионы ждут от Федерации конкретного руководства к действию. В минобрнауки Челябинской области подчеркивают, что для реализации нового проекта имеются все необходимые ресурсы.

блиц_Коузова_DSC_8221.jpg— В Челябинской области существует концепция профориентационной работы, в соответствии с которой работают все образовательные организации, — рассказывает заместитель министра образования и науки региона Елена Коузова. — Она направлена на то, чтобы формировать мотивацию обучающихся на выбор профессий и специальностей, актуальных для региона. Это для нас принципиальная позиция. Не просто рассказать обо всех профессиях, а в первую очередь о тех направлениях подготовки, которые могли бы дать кадры для региональной экономики. Это инженерное дело, машиностроение, строительство, металлургия, сельское хозяйство. Если говорить о предметных областях, то это физика, химия, биология.

Со временем под концепцию профориентационной работы в Челябинской области были «заточены» конкретные проекты и организации. Так, в 2015 году зародился проект «ТЕМП», направленный на мотивацию школьников к естественно-математическому и технологическому образованию. Благодаря ему в регионе увеличилась доля выпускников 9-х и 11-х классов, сдававших по выбору экзамены по физике, химии, биологии, информатике. В начале 2018 года статус ресурсного центра поддержки одаренных детей получил Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат. По своим задачам он аналогичен образовательному центру «Сириус». А для учеников, желающих после девятого класса освоить рабочие специальности, на базе дворца «Смена» с 2013 года работает областной центр профориентации «Формула успеха», где можно в том числе пройти профтестирование. На сайте регионального минобра, в свою очередь, был создан раздел «Атлас профессий». В нем содержится информация обо всех специальностях, по которым ведется подготовка в организациях среднего профессионального образования Челябинской области.

— Конечно, очень важный компонент профориентационной работы — это взаимодействие с будущими работодателями, — подчеркивает Елена Коузова. — На сегодня у каждого учреждения СПО заключен договор с теми или иными предприятиями, на базе которых учащиеся в том числе проходят практику, оттачивая полученные во время учебы умения.

Урок на предприятии

Интерес школьников к инженерным и рабочим специальностям подогревают и ежегодные конкурсы, это небезызвестные WorldSkills Russia («Молодые профессионалы»), состязания по роботоконструированию, а также олимпиадное движение, которое проводится в Челябинской области для учеников с пятого класса. На самом деле, этот список можно продолжать еще долго, отмечает замминистра образования. Важно, что ощутимые результаты от профориентационной работы уже есть.

— Поступление учащихся в ссузы в последние годы увеличилось на четверть. При этом в организации СПО идут ребята с лучшей подготовкой. Даже появился конкурс на ранее невостребованные специальности: это сварщики, станочники, металлообработка. А уровень трудоустройства выпускников со средним профессиональным образованием составляет более 90 %, — подчеркивает Елена Коузова. — Сегодня одна из приоритетных задач — это использование мощностей учреждений СПО и предприятий для проведения на их базе таких школьных предметов, как технология, физика, химия. Это позволит вести более глубокую профориентационную работу с учащимися среднего звена. Но при реализации этой инициативы мы натолкнулись на ряд законодательных препон. Поэтому сейчас нами прорабатывается около пяти вариантов, как их можно урегулировать.

Результаты профориентационной работы, проводимой в Челябинской области, ощутило на себе в цифрах и блиц-труд_Смирнов.jpgглавное управление по труду и занятости населения региона. По словам начальника ведомства Владислава Смирнова, значительно сократилось число выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования, обратившихся в течение года в управление с проблемами по трудоустройству. Для сравнения: в 2010 году было около 9 тысяч обращений от данной категории граждан, в 2014-2015 годах — порядка 4 тысяч. А за 2017 год — всего чуть более двух тысяч обращений.

— Несколько лет назад было подписано соглашение, в рамках которого служба занятости согласует цифры приема с учреждениями среднего профессионального образования. В том числе наше управление имеет право рекомендовать им сократить набор по невостребованным направлениям, где высок риск нетрудоустройства. Кстати, антирейтинг профессий не меняется в течение последних восьми лет, это экономисты, управленцы и юристы.

Однако в нынешних реалиях, по мнению Владислава Смирнова, профориентационные курсы нужно проводить не только для школьников, но и для родителей. Ведь порой именно их мнение становится определяющим при выборе школьником будущей специальности.

— Чтобы стать успешным, нужно правильно строить карьерную траекторию, — утверждает Владислав Смирнов. — У нас ее пытаются строить сверху: мой ребенок будет директором банка, поэтому пойдет на экономику, или на управление, или на юриспруденцию. В то время как банковская сфера сегодня активно переходит на автоматизацию процесса, и там царит сверхконкурентная среда. Я понимаю амбиции родителей, но для того чтобы занять должность начальника, лучше начинать с низовых должностей. Стать специалистом квалифицированным, пусть даже в рабочей профессии, но с достойным заработком (кстати, оплата труда сварщиков, строителей и водителей большегрузов сегодня гораздо выше, чем у служащих, людей с высшим образованием.) А если природой заложено управление, то через какое-то время можно продвинуться по карьерной лестнице до бригадира или начальника цеха и получить соответствующее высшее образование. Вот так это развивается в реальной жизни. Считаю, что нужно создавать глубокую информационную систему на уровне муниципалитетов по прогнозированию потребности кадров, с тем чтобы транслировать ее родителям школьников.

Сегодня | 14:52
Детсады взяли на заметку. Почему губернатор вынужден проверять бюджетные стройки

Глава региона Алексей Текслер отложил все дела и изменил рабочий график, чтобы неожиданно проинспектировать бюджетные стройки, которые возводятся в рамках национального проекта.

Сегодня | 13:38
Дипломы на экспорт. Как сделать Южный Урал привлекательным для иностранных студентов

Количество зарубежных студентов южноуральских вузах к 2024 году должно увеличиться вдвое. Такую цель преследует нацпроект «Образование». Однако на пути к ней стоит ряд барьеров.

Сегодня | 13:38
Дипломы на экспорт. Как сделать Южный Урал привлекательным для иностранных студентов

Количество зарубежных студентов южноуральских вузах к 2024 году должно увеличиться вдвое. Такую цель преследует нацпроект «Образование». Однако на пути к ней стоит ряд барьеров.

17.10.2019 | 10:43
Студенты за пятьдесят. На Южном Урале будущие пенсионеры мечтают стать веб-дизайнерами

Южноуральцы предпенсионного возраста вновь сели за парты вузов и колледжей. «Серебряные» студенты обучаются на модных и востребованных специальностях по стандартам WorldSkills и не уступают в прилежности молодым учащимся.

Новости   
Спецпроекты