Воздушный экспресс. К саммитам ШОС и БРИКС в Челябинске ученые предлагают трамваи на струнах

20 Марта 2018 Автор: Евгений Аникиенко Фото: официальный сайт sky-way.org
Воздушный экспресс. К саммитам ШОС и БРИКС в Челябинске ученые предлагают трамваи на струнах

Белорусский беспилотный SkyWay произвел фурор на международных выставках в Берлине и Екатеринбурге. А теперь увидеть его могут и южноуральцы.

Недавно в одном из челябинских ТРК представили макет этого необычного транспорта, будто из фантастического блокбастера. В чем его реальные выгоды, что он может дать для наших пассажиров, экологии и безопасности перевозок? И правда ли, что «струна» может выйти на орбиту, стать своего рода космическим лифтом? Об этом Ученый СкайвэйГригорий Мирошниченко.jpg— наш разговор с Григорием Мирошниченко, куратором проекта SkyWay по Южно-Уральскому региону и Крыму.

Проект в складчину

— Что собой представляет этот инновационный транспорт? И как зародилась эта идея?

— Идея создания «струнного юнибуса» родилась у белорусского изобретателя Анатолия Юницкого еще на закате советской эпохи. Он задумал сконструировать не просто гибрид канатной дороги и монорельса, а совершенно новый, универсальный вид транспорта. Чем-то он напоминает железную дорогу, но без шпал и «подушек», и передвигаться юнибус будет не по земле, а «по воздуху» на так называемых рельсах-струнах, установленных на легких и прочных опорах. По расчетам, затраты несоизмеримо меньше, а преимущества налицо: не нужно вырубать просеки в лесах, снимать плодородный слой земли, делать насыпи и шпально-рельсовый путь. Вся экосистема остается «внизу», в первозданном виде.

В свое время правительство СССР выделило на разработку этого проекта 170 тысяч долларов. После распада Союза его поддержали возглавлявший тогда Красноярский край генерал Александр Лебедь, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, а на Госсовете 2009 года — тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев. Власти только «за», но где взять деньги? Поскольку белорусским ученым в одиночку эту ношу не потянуть, выход нашли в сборе средств на краудинвестинговой интернет-площадке.

— А что уже сделано за эти годы?

— Проект уже обретает реальные черты. Над его привязкой к реалиям нового времени работают 15 конструкторских бюро, целый проектный институт. Около Минска, в Марьиной Горке, на территории бывшего танкового полигона, возведен «ЭкоТехноПарк», где строят демонстрационные участки струнного транспорта, организовано мелкосерийное производство. И результат налицо: проект отмечен двумя грамотами ООН, его высоко оценили и участники прошедшего в Челябинске международного экофорума «Экология большого города».

Далай-лама дает добро

— Продвигается ли сертификация проекта, без которой струнный транспорт невозможно запустить в производство?

— Он получил международный сертификат ИСО-9001, а в конце прошлого года выданы российские сертификаты на легкий прогулочный и городской струнный транспорт. Осталось сертифицировать высокоскоростной и грузовой, и эту работу планируется завершить уже в 2018 году. Международный эксперт Николай Кусакин, сеньор-аудитор корпорации «Тюф Тюринген», считает, что струнные автобусы и поезда в обозримом будущем заменят наземный транспорт.

— А признают ли SkyWay на международном уровне?

— Большой интерес к «небесным дорогам» проявляют в Индии (проект благословил далай-лама), Индонезии, Объединенных Арабских Эмиратах, Австралии... На экофест в Марьиной Горке съезжаются до 5 тысяч человек из 60 стран мира. Наш проект стал сенсацией международной выставки инноваций в Бразилии.
Уже в этом году солидные средства в его запуск планирует вложить Казахстан: в Астане предполагается построить первую линию SkyWay. Его поддержала и Академия Крыма, где предлагается проложить высокоскоростные «небесные магистрали» от Крымского моста к Симферополю и курортной зоне побережья.

По мнению международных экспертов,«струны» безопаснее и автомобильных, и железных дорог, аварии практически исключены: все маршруты будут отслеживаться в режиме реального времени системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. А легкие и прочные струнные монорельсы выдержат самые экстремальные ситуации.

Беспилотный skybus

— А кто управляет таким небесным экспрессом — человек или электронный мозг? И какую он может набрать скорость?

— По задумке этот транспорт будет на автопилоте, оснащенном разработанным нашими учеными «электронным глазом». Умная электроника, если на «струну» попало какое-то препятствие, сама остановит поезд. На службе безопасности и другое наше ноу-хау — противосходная система: даже если вагончик перевернется, он не упадет, а просто зависнет над землей. Парусность конструкции мизерная: расстояния между опорами в среднем 50 метров, но может достигать и 400! Между тем скайвей-экспресс сможет развивать скорость до 500 км в час, а грузовой — до 150! Причем «небесная дорога» будет в несколько «этажей»: вверху — грузовой, посередине — городской, а внизу — сверхскоростной транспорт. Есть и вариант с провисанием «струн», но это предусмотрено конструкторами на удлиненных участках и, как они заверяют, к ЧП не приведет! Как показали испытания в аэродинамических трубах Санкт-Петербургского исследовательского центра, такой высокоскоростной поезд будущего «выносливее» традиционных видов транспорта и выдерживает даже ураганный ветер.

— Но для таких скоростей нужен супермощный мотор...

— В каждом колесе будет свой электродвигатель, мощный и экономичный. Поначалу электроэнергия будет поступать от удаленного источника, а в перспективе планируется установить и автономные солнечные батареи, ветроэнергоустановки. Это целая транскоммуникационная система: в нем также будет проложен оптоволоконный кабель, «струны», залитые композитно-бетонной смесью. «Струны» изготавливаются из сверхпрочного металла, поставляемого шведской компанией Saab. Чтобы разрушить такой «многожильный канат», нужно его заморозить жидким азотом почти до абсолютного нуля либо нагреть до температуры плавления!

Хайвей в Копейск?

— А что этот проект может дать для Челябинской области?

— Для Южного Урала он может стать решением давних транспортных проблем, своего рода альтернативой автобусам и маршруткам, подолгу простаивающим в пробках, и даже дорогостоящему метро! Большие выгоды и для экологии: никаких бензиновых выхлопов! Не случайно проект поддержал заместитель губернатора Руслан Гаттаров, побывавший на международных выставках «Иннотранс» в Берлине и «Иннопром» в Екатеринбурге, посетивший технопарк, где демонстрировались возможности «небесных дорог». Уже заключено соглашение о сотрудничестве Челябинской области и белорусов по продвижению этого совместного проекта.

— Какие участки предлагается запустить уже в ближайшие годы?

— В числе высказываемых предложений — проложить струнные транспортные ветки Копейск — Челябинский железнодорожный вокзал, Миасс— Златоуст, а также высокоскоростную sky-магистраль Челябинск— Екатеринбург. К слову, «небесный путь» между уральскими мегаполисами может стать хорошим дополнением совместному проекту ВСМ, которая соединит их в ближайшие годы. Высокоскоростной SkyWay не потребует гигантских расходов и может быть построен без участия бюджета, на средства частных инвесторов.

А уже в ближайшее время ученые предлагают проложить в Челябинске экспериментальный «юнибусный путь» к проведению в нашем городе саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году. Если эта идея будет реализована,«небесная трасса» может стать своего рода инновационным брендом Южного Урала.

Вывести заводы на орбиту

— А будет ли у этого мегапроекта свое продолжение?

— Им в будущем вполне может стать «струнный аналог» проекта так называемого космического лифта. Напомню, что западные ученые предлагают уменьшить расходы на транспортировку грузов на орбиту, построив некий «тросовый транспортер» за пределы атмосферы. В принципе это возможно, но такой «трос», по расчетам, скоро рухнет на Землю, не выдержав ураганных ветров и прочих нагрузок. Но, по мнению изобретателя Анатолия Юницкого, космический лифт все же создать можно, если канат будет струнным, особо прочным. Он предлагает вдоль экватора, где тяготение меньше, построить сеть станций с телескопическими трубами по выводу «струн» в космос за счет скорости вращения Земли. И в перспективе вывести за пределы атмосферы вредные производства, избавив человечество от опасных для здоровья выбросов.

Кто-то может сказать, что это фантастика, далекие от реальности прожекты. Но это не так! Нужно мечтать и верить, что все получится, иначе безнадежно отстанешь от бега времени! Я убежден: если, приложив мозги, мечту подкрепить расчетом и воплотить в железе, то самые смелые фантазии могут стать привычными атрибутами жизни.

Поделиться

Сегодня | 11:51
Казачья деревня. Оренбургское казачье войско отметит 450-летие

К этой дате в Челябинске переиздана книга Михаила Голубых «Казачья деревня». Это этнографический труд, в нем детально исследованы жизнь и быт казаков поселка Тимофеевского середины 1920-х годов.

Сегодня | 10:26
В Челябинске очистят реку Миасс и Шершни

Уже исследованы наиболее донные отложения и водозаборы. Готовится программа, как работать с ними.

Сегодня | 11:32
На Южном Урале осудили за взятку бывшего замначальника Госстройнадзора

Он получил взятку от аффилированной фирмы за содействие в заключении договора по обследованию состояния многоквартирного дома.

Сегодня | 11:17
Под Миассом ограничат движение по трассе М5 «Урал»

На этом участке дорогу расширят до четырех полос, что позволит избежать пробок.

Новости   
Спецпроекты