Як из гаража. В Челябинске офицер запаса собрал истребитель времен Великой Отечественной

Як из гаража. В Челябинске офицер запаса собрал истребитель времен Великой Отечественной

27 Апреля 2018 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Вячеслав Шишкоедов
Як из гаража. В Челябинске офицер запаса собрал истребитель времен Великой Отечественной

Построить боевой самолет своими руками! Эта неосуществимая, казалось бы, мечта изобретателя Андрея Пирогова уже обретает крылья. Накануне Дня Победы истребитель Як‑3 времен Великой Отечественной получил второе рождение.

Конечно, это все-таки макет легендарного ястребка, и летать ему не дано, но в остальном все как взаправду: размеры один в один, корпус, кабина пилота и даже «вооружение»…

Памяти героев

С Андреем Пироговым мы встретились в одном из гаражей челябинского поселка Шершни, где в настоящий момент идет монтаж истребителя. Усаживаясь в кабину своего детища, он вспоминает свой путь в небо. На нем было немало виражей, взлетов и пике.

— О небе я мечтал с детства, — признается умелец. — Еще мальчишкой ходил в ДОСААФ, прыгал с парашютом на аэродроме Калачево. Довелось и «порулить» (хоть и с инструктором) штурвалом Як‑42, одно время даже собирался подать документы в штурманское училище.

Но мечтам о военной авиации сбыться было не суждено: по окончании школы Андрей поступил не в ЧВВАКУШ, а в Челябинское автомобильное училище. Когда ушел в запас, занялся изобретательством, восстанавливал ретроавтомобили. Но всегда хотелось сделать что‑нибудь эдакое, неземное… И когда в ноябре прошлого года один знакомый предложил Андрею в память о земляках-летчиках, погибших в поединках с фашистскими асами, изготовить мемориал в виде самолета военных лет, то сразу согласился.

Дневал и ночевал в гараже, собирая по винтику крылатую железную махину, радовался, когда она стала обретать черты боевого Яка. И не бросил затею, даже когда заказчик вдруг передумал финансировать мемориальный проект. Пришлось взвалить эту ношу на себя. И труды не прошли впустую — восстановленный по фотографиям и сохранившимся документам истребитель уже на подходе.

— В Челябинске пока нет самолетов-памятников времен Великой Отечественной, хотя еще в 1936 году именно в нашем городе открыли ЧВВАКУШ, знаменитую кузницу кадров для авиации, внесшую большой вклад в победу, — говорит Андрей Пирогов. — Немало героев-летчиков родом с Южного Урала, а молодое поколение зачастую даже не знает о погибшем в воздушном бою ашинском асе Петре Еремееве. Мы должны помнить о подвигах земляков, и мемориальный Як‑3 сможет многое рассказать о них нашим детям и внукам. Поэтому в прошлом году мы и надумали построить модель истребителя военных лет в натуральную величину.

Остались только крылья

Построить самолет оказалось непросто. Пришлось запрашивать в военном архиве чертежи, по которым со скрупулезной точностью восстанавливали облик истребителя.

— Як‑3 — легендарный самолет, поступивший на вооружение в 1943 году, — говорит Андрей Пирогов. — Хотя сработать Як в обычном гараже, с нашими скромными ресурсами очень сложно, все же мы справились. А в чем‑то, без ущерба во внешности, даже усовершенствовали его. Реальный самолет из металла был лишь от носа до кабины, а дальше — фанера и ткань. Мы же ради долговечности построили модель полностью из высокопрочной и легкой спецстали. Настоящий истребитель весил две тонны, а наш без двигателя — 800 килограммов, а если поставить мотор — около 1,5 тонны. Он вполне способен полететь, но мы такой задачи не ставим, для этого требуется разрешение Росавиации.

По словам изобретателя, немало хлопот доставили крылья с размахом 8,5 метра, их придется монтировать на открытой площадке. Свои проблемы возникали и с имитацией вооружения: пушки и спаренных пулеметов, конструктивных особенностей, обтекаемой формы истребителя. Есть и сложности при перевозке: ширина дорог зачастую не позволяет транспортировать самолеты. Но умелец уверен, ради благого дела постараться стоит!

— Для постройки самолета пришлось изобретать специальные приспособления для гибки, резки металла, даже станки, — делится умелец. — Мы сконструировали и смастерили английское колесо для холодной прокатки стали, трубо- и листогибы, шринкер для складки металла в гармошку, без чего невозможно соорудить конусообразный нос истребителя. Для прокатки ребер жесткости приспособили самодельный станок на роликах, взятых из распредвала старенькой «копейки». Кроме того, модернизировали фрезерный станок, поменяв привод, сделали многопрофильным, научили токарному ремеслу. И теперь самолет на стадии пуска: фюзеляж и кабина уже готовы, осталось поставить крылья, пропеллер, нанести боевую окраску.

Мемориальная гавань

И все-таки, где истребитель обретет мемориальную воздушную гавань? Один из вариантов — поставить его в новом авиапавильоне детского военно-патриотического парка, который скоро откроется в районе Челябинского зоопарка. Причем рядом будет и воздушный собрат, тоже изготовленный местными умельцами!

Именно так: мемориальный авиапроект получит свое продолжение. Идеей создания комплекса авиатехники военных лет Андрей Пирогов поделился со своим знакомым, собственником детского парка Германом Телегиным, и тот поддержал ее, надумал построить еще один самолет Великой Отечественной! Пирогов передал ему чертежи По‑2, знаменитого «кукурузника»-биплана, на котором летчицы из легендарного авиаполка «ночных ведьм» бомбили врага. И не раз помогал советом, как его смастерить из подручных материалов — дерева и фанеры. Теперь и этот самолет в целом готов — на него даже установили двигатель от По‑2, привезенный с Калачевского аэродрома.

И это будут не просто макеты, а напичканные электроникой «живые машины», на которых мальчишки смогут почувствовать себя авиаторами военных лет. Виртуальную модернизацию изобретатели обкатают уже в ближайшее время. Вполне возможно, что и пироговский Як‑3 обретет компьютерные мозги, управляющие полетом и моделирующие условия реального воздушного боя.

…У неуемного изобретателя большие планы на будущее: построить танк Победы—«тридцатьчетверку», истребители Великой Отечественной МиГ‑3, Ла‑5. На них у Пирогова есть и чертежи, но в одиночку военному пенсионеру осуществить эту задумку крайне сложно. Средств не хватает, и он намерен участвовать в конкурсе на получение муниципального гранта на запуск военно-патриотического проекта.
Сегодня | 09:33
Закон жизни. Почему все больше южноуральцев доживают до рака

«Человек смертен» — этим библейским постулатом главный онколог Челябинской области Андрей Важенин предваряет почти каждое свое рассуждение о причинах рака и статистике по заболевшим. Мы спросили у врача об экологии, деньгах и слабости поликлинического звена, иногда пропускающего болезнь на ранних стадиях.

Вчера | 11:35
Молодой юбилей. В Челябинской области отпраздновали 55-летие Южноуральска

К знаменательной дате власти города обновили сквер, открыли скейтпарк, кордодром и провели турнир по хоккею.

15.08.2018 | 13:12
Аграриям Челябинской области перечислено 60 процентов годового объема субсидирования

Как сообщили в минсельхозе области, объем государственных и частных инвестиций в АПК региона, получивших поддержку государства, уже превысил 14 млрд рублей.

15.08.2018 | 13:05
Гостям агровыставки презентуют гигантскую гастрономическую карту Челябинской области

На областной выставке «Агро‑2018», которая пройдет с 23 по 25 августа в Челябинске, на ледовой арене «Трактор», впервые презентуют гигантскую гастрономическую карту региона.

Новости   
Спецпроекты