В масштабах неба. В Челябинске подняли в воздух мини-самолеты
В городе прошли областные соревнования по авиамодельному спорту среди школьников. Участники запустили в небо 15 моделей самолетов, а зрители попробовали сконструировать планер своими руками.
Дешевле, чем лего
На Южном Урале около 100 авиамодельных кружков — в 5-7 раз меньше, чем было в регионе до начала 1990-х.
— На областные соревнования в каком-то одном классе приезжают в среднем 10 команд. А когда я начинал заниматься, у нас было по 15 команд на районных соревнованиях, — говорит директор Дома юношеского технического творчества Челябинской области Владислав Халамов. — Мы, конечно, пытаемся увеличить количество кружков, ищем руководителей. Это, кстати, самое сложное. Когда рухнула вся система кружков, прервалась преемственность, а хороший педагог может вырасти только из того, кто сам занимался в авиамодельном кружке. Однако в каждом муниципалитете мы стараемся открыть кружок технического творчества, необязательно по авиамоделированию, есть еще и судомодельный спорт, и робототехника.
— Инженерные специальности давно уже востребованы, — продолжает Владислав Халамов. — Все уже «наелись» юристов и экономистов и теперь выбирают техническую сферу. А привить ребенку инженерные навыки можно только через работу руками, через моделирование, неважно, что это будет — самолетик, машинка, кораблик…
Дети приходят в инженерный кружок примерно в 10-летнем возрасте. Первое, что они мастерят, — самолеты и ракеты из бумаги. Потом пробуют сконструировать пенолет — модель из пенопласта и гвоздиков, которые втыкают в «спину» самолета для утяжеления. Далее, почувствовав вкус полета, ребята переходят на более сложные конструкции. Чуть позднее они выберут, какими моделями будут заниматься — свободнолетающими, радиоуправляемыми или кордовыми (они летают по кругу, привязанными к тросу).
Как говорят тренеры, моделирование в отличие от той же робототехники (хоть она и развита в регионе) относится к малозатратным видам технического творчества. Это, конечно, не означает, что копию самолета можно сделать на коленке, совсем из ничего. Но моделирование не такое дорогое, как лего, и доля ручного труда ребенка в нем гораздо выше.
От бисера к ракетам
Среди юных строителей ракет и самолетов не только мальчишки. Тренеры говорят, что девочки в начальной школе (в это время обычно приходят в кружки) более усидчивы, внимательны и скрупулезны в работе. За счет этого у моделисток на каком-то этапе самолеты выходят лучше, чем у представителей сильного пола.
— Хотя чем старше ребята, тем меньше в кружках остается девочек, — добавляет Владислав Халамов. — В какой-то момент количество мальчишек в моделировании достигает 80-90 %.
С этими цифрами готов поспорить тренер из Челябинска Александр Щуров. В его команде по ракетомоделированию не просто чемпионки, а кандидаты и мастера спорта. Первыми его ученицами стали второклассницы. Кружок по бисероплетению, в котором они занимались, закрыли, и родители попросили инженера взять дочерей на строительство ракет.
— Девочки более аккуратны в работе, — говорит Александр Иванович. — И еще они выносливее мальчишек. К примеру, на соревнованиях, если на улице холодно, пацаны убегают греться, а девочки остаются наблюдать за погодой, оценивать метеоусловия.
В авиамоделировании, как и в реальной авиации, важна точность во всем. Если неверно оценить погоду, борт не взлетит. Накануне полетов модели проходят стендовую оценку. Судейская коллегия оценивает копии на соответствие оригинальной модели по размерам, раскраске, наличию мельчайших деталей. Если скопирован бомбардировщик, то он так же, как и боевой борт, должен уметь сбрасывать бомбы.
Поделиться