Добрый доктор. В историю Челябинска он вошел как трижды избираемый глава
Мы продолжаем проект «Имя в городе», посвященный предстоящему 85-летию со времени образования Челябинской области.
- Как засекреченный академик Макеев был депутатом Таджикистана и создавал ракетный центр
- «Атлантида» Покровского. Кто «подтянул» к Челябинску великий Транссиб и совершил здесь культурную революцию
После урока в карцер
В 1998 году на здании поликлиники ЧГКБ № 1, а чуть позднее и на здании кинотеатра «Знамя» в его память были установлены мемориальные доски.
В музее истории медицины есть экспозиция, посвященная челябинскому врачу и городскому голове Александру Бейвелю. Большую часть материалов для нее собрал директор музея Николай Алексеев.
Недавно к нему обратилась местный краевед, занимающаяся историей церкви в поселке Кременкуль. Ей удалось обнаружить уникальные документы: свидетельства того, что именно в этой церкви в 1898 году 31-летний доктор медицины Александр Францевич Бейвель венчался с 18-летней дочерью чиновника Анной Васильевной Караваевой.
Родился Александр Бейвель в 1867 году в Житомире.
И вот как интересно пересекаются судьбы! В своей книге «История моего современника» известный русский писатель Владимир Короленко вспоминает, каким был преподаватель Бейвель, который волею судьбы оказался отцом Александра Францевича.
«В карцер я, положим, попал скоро. Горячий француз Бейвель обыкновенно в течение урока оставлял по нескольку человек, но часто забывал записывать в журнал. Так же он оставил и меня».
Это воспоминание приводит внук Александра Францевича, его тезка Александр Саввич Бейвель, живущий ныне в Москве.
«Как, думаю, был бы удивлен парижанин Франц Бейвель, — пишет он, — знай он о том, что его внук, правнук и праправнучка много лет спустя будут жить в доме по улице, носящей имя писателя В.Г. Короленко, того самого житомирского гимназиста, которого он «под горячую руку» отправил после урока в карцер».
Впрочем, и сам Александр Францевич с раннего детства пытался узнать, откуда же у него такая странная фамилия. И лишь в наше время в архивах было обнаружено, что отец Александра Францевича — Франц Амабль Бейвель родился в 1828 году в Париже и был французским подданным.
На борьбу с эпидемией
После окончания Оренбургской гимназии Александр поступил на медицинский факультет Казанского университета. В 1889 году в звании уездного лекаря был определен на должность врача в село Воскресенское Челябинского уезда (в настоящее время — Кирово, Курганской области), где, кстати, принял российское подданство.
В нашем городе Александр Францевич появился в 1892 году. Накануне Челябинск покинул городовой врач Владислав Загорский, из ссыльных поляков, которым на тот момент как раз разрешили вернуться на родину. Ситуация с каждым днем становилась все более критической: мало того что город оставался без главного врача, да еще и в тот 1892 год Челябинск охватила эпидемия тифа.
Городская Дума энергично занялась поиском постоянного врача в больницу, рассылая соответствующие объявления в газеты. На них откликнулись доктора из разных уголков России. Подал заявление и сельский врач Александр Бейвель. При этом 25-летний доктор поставил условие по оплате: она должна быть не ниже получаемого им жалованья в сельской больнице, а именно, 1200 рублей в год. Хотя до этого оклад на этой должности составлял 900 рублей. В жесточайших условиях эпидемии, когда врачу приходилось быть возле больных чуть ли не круглые сутки, такое повышение было оправданно. И в Думе согласились.
При таких драматических обстоятельствах и появился в Челябинске будущий доктор медицины и городской голова. Вскоре эпидемия пошла на спад. Интересно, что и через восемнадцать, и через 27 лет судьба вновь призовет его к борьбе с эпидемией, правда, на этот раз уже с холерой, да и за окном октябрь будет дуть ветрами уже при социализме…
А пока он был еще неженатый. Женится он лишь после того, как защитит докторскую диссертацию, для чего на целый год отправится в Санкт-Петербург.
Зигзаг третьего срока
В историю Челябинска Бейвель войдет как единственный человек, трижды подряд избиравшийся на пост городского главы. Третий срок городского главы, на который был избран Бейвель, станет для него в известном смысле большим испытанием. Этому в немалой степени способствовал приезд в Челябинск премьер-министра Столыпина в 1910 году, вместе с которым они осмотрели врачебно-питательный переселенческий пункт. Столыпин остался доволен увиденным: переселенческий пункт действительно находился в идеальном состоянии. Здесь были свои больница, церковь, школа. По словам одного из краеведов, это был «культурный уголок Челябинска».
Однако радостное настроение было недолгим: из разговора с Бейвелем он узнал, что в Челябинске в те дни свирепствовала эпидемия холеры. Премьер тут же отправился в городскую больницу, где пришел к выводу, что больница работает из рук вон плохо, хотя бы потому, что в палатах вместе находились заразные холерные и обычные больные. Не хватало палат, постелей, белья…
В Челябинск из губернского Оренбурга были вызваны не только Фон Шлихтинг, отвечавший за санитарное положение городов, но и сам губернатор, которые прибыли в наш город в ожидании, когда Столыпин вернется из Сибири. После экстренного заседания думы было принято решение об учреждении санитарного попечительства. В кратчайшие сроки была урегулирована критическая ситуация, связанная с царившей в городе антисанитарией, причиной которой было отсутствие нормального водоснабжения. В результате, о чем было доложено Столыпину, ситуация разрешилась, а Челябинск получил свой водопровод, которого тогда не было даже в Екатеринбурге.
Ложная анонимка
Как бы то ни было, но городскому голове крепко досталось от премьер-министра. Масло в огонь добавила и анонимка, в которой отмечалось, что городом глава якобы не занимается, а все время, дескать, отдает своему бизнесу. Что отчасти было верно, поскольку у головы действительно был свой строительный бизнес. Но какой! Именно Бейвель украсил город, например, фешенебельным зданием в стиле неоклассицизма с элементами модерна, известным сегодня как кинотеатр «Знамя». Но анонимка вскоре рассыпалась, поскольку оказалась полностью сфабрикованной. Однако скверное дело было уже сделано, а человек был несправедливо оклеветан.
Думается, что Александр Францевич был человеком не просто уважающим себя, но и совестливым, и глубоко порядочным, поэтому перенести подобное оскорбление ему было нелегко. И, написав заявление об уходе, в 1911 году он выходит в отставку, вновь возвратившись к своей основной профессии. Он стоял у истоков создания городского общества врачей. Любопытно, что среди его соратников был врач Николай Лебединский, отец известного писателя Юрия Либединского.
И городом‑то, вопреки анонимке, Александр Францевич занимался все-таки очень даже ревностно!
Достаточно вспомнить появление Народного дома, одного из красивейших зданий в городе, в котором сегодня находится Молодежный театр. Построено оно было в период, когда Бейвель состоял членом комиссии по его постройке. Во время его работы городским головой были замощены улицы и площади центральной части города, проведены электрическое освещение, телефонная связь, построены здания реального училища и женской гимназии, несколько школ и училищ, новый приют, две пожарные части. В больнице в 1905 году было построено деревянное здание под городское родильное отделение. Возглавлял он и комитет по оказанию помощи воинам, пострадавшим во время войны, и их семьям.
Живой след
Удивительно, но в Челябинске остался живой след Бейвеля. В том «виновато» его страстное увлечение растениеводством. Вокруг его дома всегда росли цветы. Своими руками он посадил и бальзамические тополя, саженцы которых он привез из-за границы. А одно из этих деревьев до сих пор растет возле школы № 1 на улице Красной, где в начале прошлого века стоял дом Бейвеля.
У него была одна дочь и четверо сыновей, один из которых, Георгий, пошел по его стопам, также став врачом. Как рентгенолога его отправили работать в Копейск. И в 1932 году отец вместе с семьей поехал за ним. Там до конца жизни Александр Францевич преподавал в училище и продолжал лечить людей. Причем ездил к нему в Копейск весь областной партхозактив, что впоследствии, возможно, и помогло избежать ему репрессий. В заслуги ему вменялось и то, что в период ухода из Челябинска «белых», он, несмотря на уговоры, остался работать в городе.
Так же, как и в Челябинске, в Копейске он снискал беззаветное уважение и настоящую любовь горняков, как «самый добрый доктор», и народная тропа к его дому не зарастала.
При этом он слыл бессребреником, поскольку детей до 14 лет принципиально лечил бесплатно. Умер он в Копейске, в 1939 году. Хоронил его весь шахтерский город. Однако при строительстве завода «Пластмасс» кладбище, где он был похоронен, было снесено, а с ним навсегда исчезла и могила этого удивительного человека.
Редакция «ЮП» благодарит директора музея истории медицины г. Челябинска Николая Алексеева за помощь в подготовке материала и предоставленное фото.
Поделиться