Конструктор для отдыха. Южноуральцы все чаще выбирают авторские туры
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 33 % россиян этим летом брали отпуск, но остались дома, 27 % провели его на даче, 11 % путешествовали по городам России, 8 % смогли выехать за границу, 6 % отдыхали на курортах Краснодарского края и 4 % — в Крыму.
- В Челябинской области для туристов есть маршрут в каменный век
- Загрузить маршрут. Какие туристические бренды есть у Челябинской области
- В погоне за впечатлениями. В Челябинской области появилось 10 новых туристических маршрутов
Турецкий ажиотаж
Прошедший летний сезон большинство игроков туристического рынка оценивают неоднозначно. С одной стороны, спрос остался на прежнем уровне, с другой — количество направлений из Челябинска сократилось: этим летом южноуральцы могли отправиться на отдых из Челябинска разве что в Турцию и Тунис. Из Екатеринбурга улететь можно было на Кипр, в Грецию, Испанию, Болгарию, Чехию и некоторые другие страны.
— Количество туристов не уменьшилось. Но и не увеличилось. Традиционно лидером сезона стала Турция, притом что цены в эту страну выросли из-за перевода расчетов на евро и повышения топливных сборов, — говорит Ольга Жигайлова, менеджер зарубежного отдела челябинского бюро международного туризма «Спутник». — Причем в этом году как никогда хорошо сработала акция раннего бронирования. Многие туристы, купившие пакетные туры, например, в конце февраля — начале марта, выиграли с путевки по 10-12 тысяч рублей из-за курсовой разницы.
Главной проблемой для турагентов стал массовый овербукинг в турецких отелях. Увеличившийся поток из России и Европы привел к стопроцентной загрузке и, как следствие, к перебронированиям. Затронула ситуация даже дорогие отели. В основном проблема решалась на месте без ущерба для интересов российских туристов.
Еще одно направление, Тунис, несколькими годами ранее пользовавшееся спросом, заметно просело. Равно как и Болгария, и Греция, отправленные в «отставку» из челябинского аэропорта.
Психологический потолок цен на пакетные туры летом составлял около 100 тысяч рублей за двоих. Потому многие туристы интересовались отдыхом с вылетом из соседних Екатеринбурга и Уфы. А вот через Москву и Санкт-Петербург решались лететь в отпуск лишь единицы.
— В целом сезон был спокойным. Банкротств не было, это главное, — подытоживает Виталий Кондратьев, исполнительный директор Челябинской ассоциации туристических операторов (ЧАТО). — Да, рынок покинула крупнейшая в мире туристическая компания «Томас Кук». Но это не повлекло за собой последствий для российского рынка. Российские туроператоры «Библио-Глобус» и «Интурист», входящие в международный холдинг, чувствуют себя нормально. Их эта история задела только информационным фоном.
Россия по карману
По сравнению с 2014 годом популярность внутреннего туризма выросла почти в три раза. Такие данные представили аналитики сервиса «Яндекс.Путешествия».
— И речь не только о пляжном отдыхе, но и об экскурсионных турах, спрос на которые неуклонно растет. Туристы хотят эмоций. Питер, Москва, Казань, Калининград, Золотое кольцо плюс страны СНГ — на всех этих направлениях мы видим рост, — отмечает Светлана Шевякова, заместитель генерального директора компании «Спутник». — Хотя сказать, что упал спрос на Крым или Сочи, тоже нельзя. Если говорить о среднем чеке на туры по России, летом он составил 20-30 тысяч рублей, но это полноценный отдых продолжительностью пять-семь дней.
Еще одно исследование сервиса показало, что летом южноуральцы активно отдыхали внутри региона. В список 15 самых популярных в Челябинске российских направлений, помимо южных курортов и больших городов, вошли Миасс и Еткуль.
— Рост интереса к внутреннему туризму по сравнению с 2017-2018 годами составил примерно 7-10 %. Южноуральцы искали альтернативу выездному туризму, который многим оказался не по карману, интересовались санаториями и базами отдыха. Много запросов было связано и с турами выходного дня, — констатирует Дмитрий Столбов, директор Центра развития туризма Челябинской области. — В регионе появились интересные небольшие, как мы их называем, аттракты — туристические объекты в формате «прийти и посмотреть»: палеопарк «Археос», «Семейное подворье», исторический парк «Застава 18». Кроме того, объекты которые себя хорошо чувствовали, расширили ассортимент предлагаемых услуг Я говорю о горнолыжном центре «Солнечная долина», ставшем всесезонным, и загородном клубе «Быстрай».
В целом, как отмечают эксперты, увеличился и поток туристов извне. Правда, если нацпарки могут дать объективную статистику по своим гостям, то по всем туристическим объектам Южного Урала такую информацию собрать пока невозможно. Но узнаваемость региона однозначно повысилась.
— На уровне УрФО наши соседи знают про нацпарки, озера, музеи, некоторые фестивали. Да и на федеральном уровне имеют представление о Южном Урале. Регион уже измеряется не суровостью мужиков, а природными красотами, — отмечает Дмитрий Столбов. — Чтобы туристический индекс был высоким, нужно много комплексных, системных усилий. И даже при безграничном бюджете на продвижение туристического имиджа ушли бы годы, а не месяцы.
Из зимы в лето
Осенне-зимняя программа туроператоров мало чем отличается от прошлогодних. Южноуральцам предлагается стандартный набор: ОАЭ, Таиланд (Пхукет и Паттайя) и Индия (Гоа). А один из представителей «большой десятки», туроператор «Интурист», поставил на весь осенне-зимний период Турцию.
— Зимой, как правило, работают хорошие отели, где есть подогреваемые бассейны. Если цены будут лояльные, спрос на зимнюю Турцию будет, — рассуждает Виталий Кондратьев, исполнительный директор ЧАТО. — В прошлом году Турцию с вылетами из Екатеринбурга предлагали Coral Travel и «Библио-Глобус». Но загрузка была не самая высокая. Посмотрим, как пойдет в Челябинске.
Сейчас самый бюджетный тур на один из курортов Анталийского побережья на Новый год на неделю на двоих с вылетом из Челябинска обойдется примерно в 63 тысячи рублей. Бронирования, по словам турменеджеров, уже начались.
Гораздо больший ассортимент туров предлагается из Екатеринбурга: островной и материковый Таиланд, ОАЭ, Индия, Кипр, Турция, Вьетнам, Шри-Ланка, Хайнань и даже Доминикана. Кроме того, много рейсов со стыковками, что позволяет выбирать более экзотические направления. Традиционно пользуются популярностью в новогодние и рождественские каникулы туры в Чехию, Венгрию, Австрию, Францию, Италию.
Как джинн из бутылки
Как отмечают эксперты, в отрасли независимо от сезона наметилась тенденция к индивидуальности и эксклюзивности.
– Нас уже не удивляет желание туриста подняться на гору, посмотреть на цветущую сакуру, лавандовые поля в Провансе или просьба забронировать номер в каком-то замке, — говорит Ольга Жигайлова. — Сейчас, когда можно забронировать авиабилеты в любую точку мира, когда есть контракты с агентствами, это не проблема. Потому турагент, как джинн из бутылки, должен осуществить любое желание.
В Челябинске уж есть туркомпании, специализирующиеся именно на авторских турах. Причем спрос на такой крафтовый продукт стабилен.
— Клиенты готовы к индивидуальным турам. Они готовы собирать конструктор, чтобы получить эмоции, которые сейчас вышли на первый план, — отмечает Анастасия Малясова, директор компании Travel Concierge 74. — Все ресурсы для этого есть. Раньше авторские туры были дороже массового туризма, теперь благодаря интернету разница стала не такой принципиальной.
По словам собеседницы «ЮП», южноуральские туристы готовы открывать исхоженную вдоль и поперек Европу с новой стороны. Сейчас на пике популярности гастротуры во французский регион Бордо, который славится винными погребами, или, например, в итальянскую Умбрию. Кто раз испытает эти эмоции, тот вряд ли вернется к пакетным турам в привычном их понимании, уверены «джинны». Но не стоит думать, что массовый туризм исчезнет как явление. В любом случае останется огромная аудитория уставших от затяжных уральских зим туристов, которым вполне достаточно «олл инклюзива» в Анталье или Болгарии.
Поделиться