Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Как в челябинских школах тренируют мозги маленьких гениев

5 Декабря 2019 Автор: Юлия Махлеева Фото: предоставлены Евгением Кузьминым
Как в челябинских школах тренируют мозги маленьких гениев


С 6 по 18 декабря в Челябинске пройдет 27-й молодежный интеллектуальный форум «Шаг в будущее». Это масштабная национальная программа по выявлению одаренных детей и по внеучебной подготовке молодых ученых и изобретателей.

Ее участники со 2-го по 11-й классы состязаются в ряде интеллектуальных конкурсов — исследователей, экспериментаторов, изобретателей, интеллектуалов, эрудитов, реферативных работ, оригами и других. По результатам состязаний ежегодно кубками и дипломами награждаются лучшие школы и лучшие ученики. В дальнейшем они поедут на всероссийский форум «Шаг в будущее» в Москву, Всероссийскую олимпиаду молодых исследователей «Созвездие», а также на Балтийский научно-инженерный конкурс. О том, какими школьными изобретениями регион может похвастаться и как тренировать Премия признания города Челябинска.jpgмозги маленьких гениев, рассказывает бессменный руководитель программы «Шаг в будущее — Созвездие НТТМ», изобретатель, патентовед, лауреат премии президента РФ в области образования Евгений Кузьмин.

Дивергентная задачка

— Евгений Николаевич, программа «Шаг в будущее» наряду с центром «Сколково» была признана одним из главных инновационных проектов России. В то же время далеко не каждый регион может похвастаться ее наличием. А насколько она развита на Южном Урале?

— Вы правы. Программы нет в соседнем Екатеринбурге, точнее, в нее там включена лишь одна школа, слабо представлена она в Кургане, вовсе отсутствует в Башкирии. В свою очередь, в Челябинской области в нее включены почти 8 тысяч учеников. Это 97 школ из Челябинска и учебные заведения из других населенных пунктов области. По охвату детей данной программой Челябинская область один из лидеров в стране. А зародился проект «Шаг в будущее» в Москве на базе МВТУ (МГТУ) имени Н.Э. Баумана в 1991 году. Они и по сей день являются основным ее российским координатором. Как я решился дать росток этому проекту в Челябинске? История немного забавная. В то время я занимался изобретательской деятельностью, заведовал патентной службой ЧПИ (ныне ЮУрГУ). И тут Челябинск просто взорвало известие, что у нас построят школу ЮНЕСКО, инициатором которой в то непростое время был Владимир Солодов, прошедший стажировку в Германии в этом направлении. И мне предложили поработать в ней, поучаствовать в воспитании нового человека. Я оформил всю документацию для перевода, ушел из вуза, только вот школу к назначенному времени построить не успели... В итоге на первое время открыли в соседнем детсаду два первых класса и поручили мне вести у них уроки по развитию творчества и изобретательности из области ТРИЗ-образования. Я был в шоке. До сих пор преподавал старшеклассникам, студентам, инженерам, преподавателями вузов, а тут малыши. Пришлось им на примере разных сказок (и волки сыты, и овцы целы) преподавать технологию решения изобретательских задач — ТРИЗ. Это задачи дивергентного характера, не имеющие логического решения. Это когда одновременно объект горячий и холодный, длинный и короткий. Постепенно ребята изучают целую систему приемов разрешения противоречий — меняется их мировоззрение, мысли идут другим ходом, формируется стержень творческого человека, исследователя.

010 - 20180410_105322.jpg— Вы прямо заинтриговали. Какие это, например, задачи?

— Сначала приведу пример для первого класса. Как раз когда школу ЮНЕСКО (сейчас это 104-я школа) все-таки построили, в нее выстроилась очередь из детей, которые хотели бы в ней учиться. И мы набирали их по месту жительства, а также отбирали лучших со всего города по интеллектуальным способностям с помощью тестов. К примеру, я их просил бросить теннисный мячик так, чтобы он пролетел короткую дистанцию, остановился и полетел к тебе обратно, при этом о стенку стучать нельзя, и ты находишься один в комнате. Не все сообразили, что нужно бросить его вверх. Были и другие хитроумные вопросы. В итоге отобранные ребята потом показывали просто феноменальные результаты в обучении. Я в этой школе проработал 7 лет, так в первом выпуске бывших первоклассников было 20 серебряных медалистов и 20 золотых! Видя, как можно развить интеллект ребят с малых лет с помощью ТРИЗ, я принял участие в разработке всероссийской интеллектуальной программы «Шаг в будущее» и параллельно создавал ее в регионе. Областным ее координатором выступил ЮУрГУ. Сейчас программа сильно разрослась и включает целый комплекс мероприятий. Но конкурс ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в ней, безусловно, по-прежнему существует. В этом году он пройдет как раз в 104-й школе.

Вот вам задача прошлых лет, уже сложнее, для ребят постарше. Когда наши военные уже выходили из Афганистана, им дали последнее задание: высота занята противниками, снимите их оттуда. Но если десант сбросят с самолета, то огневые точки противника их всех перестреляют еще в воздухе, а если не высадить десант, то не занять высоту. Есть в ТРИЗ целая система правил для решения таких задач. Многие наши школьники верным путем пришли к выводу: нужно сбросить муляж, по которому противник откроет огонь и выдаст все свои огневые точки, которые следующим ударом будут уничтожены. А следующий реальный десант возьмет высоту. Такие задачи развивают изобретательность и хитроумие. Интересно, что хитроумием, как правило, вооружены троечники, чтобы выкручиваться на экзаменах. Но если знаниями системы ТРИЗ вооружить отличников, то они будут на голову выше. Порой знания тормозят их воображение.

— Как вы можете оценить научный потенциал подрастающего поколения? Появились у нас за 27 лет звездочки, будущие ученые?

— На фоне других регионов мы выглядим очень неплохо. Если не брать в счет в Москву, то из субъектов с нами только Мурманская область может потягаться. Мы всегда в тройке лидеров на всероссийском этапе программы. Оттуда мы привезли 13 командных научных Кубков России и три Суперкубка. Это очень неплохие результаты и, думаю, многое скажут о научном потенциале нашей молодежи. Среди челябинских школ лидеры программы — 77-й лицей, 104-я школа, гимназия № 23, лицей № 37. Среди городов области — Златоуст и Копейск.

20180323_193100.jpg

Что касается звездочек, то среди выпускников программы «Шаг в будущее» я могу выделить Эдика Палатинского. Еще в восьмом классе он разработал беспилотную модель самолета. Это изобретение было внедрено в жизнь. Его беспилотники стали впоследствии следить за утечками на газоперерабатывающих станциях и их многокилометровых трубопроводах. Представьте себе, Эдика на учебу и работу пригласила американская компания Intel, готовая оплатить стоимость авиабилетов и все расходы по проживанию. Однако он большой патриот, остался учиться и работать во благо родины. Кстати, новое направление, которое мы уже три года развиваем в региональной программе «Шаг в будущее», именно патриотическое. Потому что мало вырастить изобретателя, важно, чтобы он потом работал на благо страны.

Еще один наш звездный выпускник — Денис Чудин из лицея № 142. Его исследование по ядерной энергетике было записано на диск и потом изучалось в школах региона и музеях. А потом он создал модуль по очистке воздуха на основе электролиза. Эта разработка была удостоена гранта президента.

09.04.2018 Шишков Александр (Выставка НТТМ).jpgА сейчас большие надежды подает наша новая звездочка — Александр Шишков, ученик 9-го класса лицея № 77. В июле он вернулся с серебряной медалью с молодежного соревнования науки и инноваций CASTIC, которое проходило в Китае. Там он представил свою разработку «Умный дом — технологии будущего», которая в этом году уже собрала немало наград. Его система «Умный дом» создана на платформе Arduino, и ею можно управлять со смартфона. Она решает бытовые вопросы и является первым шагом на пути к «умному городу». А его исследование индикаторных свойств неорганичных термохромов позволило существенно сократить расходы на термоиндикаторы на одном из предприятий.

Конечно, больших звезд не так уж и много. Но то, что мы их выявили, дали поле для роста, уже большой результат. Но стране нужны и средние, и малые звезды в науке и технике. Так или иначе, но у всех школьников программа «Шаг в будущее» формирует стержень исследователя, им легче учиться и добиваться успехов. К тому же это еще и профориентация. Занимаясь научной деятельностью в определенной области, ученики потом не задают вопросы, на какую специальность идти учиться.

Не хватает кадров

— Вы приводите примеры талантов в основном из городских школ. А сельские школьники как себя проявляют? И насколько вообще велика их вовлеченность в программу «Шаг в будущее»?

— Безусловно, и там есть талантливые школьники. Сегодня наша программа представлена в Красноармейском, Варненском, Карталинском районах, а также в городах региона — Сатке, Коркино, Трехгорном, Кыштыме, Копейске, Златоусте. Но в целом вовлеченность в сельских территориях куда слабее. Основная причина — отсутствие научных руководителей. Чтобы школьнику заниматься исследованием, у него должен быть наставник, а там зачастую нет таких специалистов, особенно в области техносферы. По этой же причине в конкурсе исследовательских работ у нас лидируют историки, литераторы, а также биологи, химики. Это, конечно, хорошо, но хотелось бы развивать технические направления, однако научного руководителя по ним найти даже в городской школе куда сложнее. При этом школьники в этой сфере показывают ошеломительные результаты. Можно было бы усилить техническое направление, подключив к этой работе преподавателей вузов. Мы сейчас тоже прорабатываем этот вопрос.

09 - 20180409_122004 - копия.jpg— Насколько я понимаю, изобретения школьников будут презентованы на выставке 6 декабря, и каждый желающий сможет оценить научный потенциал молодежи? 

— Все верно. В этот день во Дворце пионеров и школьников пройдет открытие форума «Шаг в будущее», а также технической выставки-презентации «Таланты XXI века» и конкурс рационализаторов «Полезная модель». Мы вручим дипломы юным участникам форума, которые уже показали в конкурсах высокий творческий уровень и интеллектуальный потенциал. 8 декабря ТРИЗ уже пройдет для 5-11-х классов в 104-й школе. А 9 декабря школьники сразятся в конкурсе интеллектуалов «Технология развития памяти и логики» в ЮУрГУ. Там они в том числе представят домашнюю заготовку по долговременной памяти. Так, 5-8-м классам нужно будет выйти и по памяти набить на компьютере 200 знаков числа пи, 2-4-м классам — 100 знаков! 10-14 декабря школьники выступят со своими работами в области экологии, математики, химии и в других предметных областях. А завершится форум «Шаг в будущее» 18-19 декабря научно-педагогическим семинаром «Наука в школе».

Вчера | 12:24
Сергей Антипов: «В Курчатовском районе отражается весь Челябинск»

Глава Курчатовского района рассказал о том, почему этот район нельзя называть «спальным».

22.09.2020 | 14:05
Первым делом самолеты. Почему училище штурманов служит украшением Челябинска

Горожане видят курсантов на торжественных построениях и их учебные полеты в небе над городом, а со славной историей челябинских летчиков можно познакомиться в музее учебного заведения.

16.09.2020 | 15:36
Как южноуральцам научиться рисовать граффити

После фестиваля «Культурный код» молодежь потянулась к современному искусству.

16.09.2020 | 13:52
Областной фестиваль граффити может стать ежегодным

Сейчас такую возможность рассматривает губернатор Алексей Текслер.

Новости   
Спецпроекты