Найти себя. Челябинцы задались вопросами самоидентификации

25 Августа 2020 Автор: Алексей Рожнов Фото: Людмила Ковалева, Вячеслав Шишкоедов
Найти себя. Челябинцы задались вопросами самоидентификации


Городские власти занялись разработкой «Стратегии-2035», гипотезы о развитии Челябинска проходят через фильтры общественных обсуждений.

Одна из ключевых идей — четко обозначить специализацию города и прочно закрепиться в федеральной повестке, повысить инвестиционную привлекательность и сделать жизнь горожан более комфортной.

Утраченные смыслы

Извеков_марочка.jpgПодготовку к написанию этого документа курирует вице-мэр Челябинска по экономическому развитию и инвестициям Олег Извеков. Работа ведется с привлечением общественности, поскольку, по словам Извекова, «грош цена той стратегии, которая пишется в тиши чиновничьих кабинетов или усилиями приглашенной организации». Состоялись уже первые сеансы обмена мнениями, многие соображения транслируются и через интернет.

О базовых гипотезах этого проекта и о том, зачем Челябинску нужна стратегия, Олег Извеков рассказал на встрече с журналистами «Большой редакции» медиахолдинга «Гранада Пресс».

По его словам, практически каждый муниципалитет в России имеет свою стратегию развития, что во многом связано с требованиями федерального законодательства. На сайте Минэкономразвития РФ указано порядка 800 существующих стратегий.

Извеков_утраченные-смыслы_Людмила-Ковалева_c-6236_граффити.jpg

«Но беда в том, что все они похожи друг на друга, — добавляет он. — У городов, по сути, нет никакой айдентики. А ведь что такое стратегия? Это видение будущего и проявление некой уникальной ценности. Сейчас уже даже не страны, а города воюют за человеческий капитал. И, чтобы люди выбирали тот или иной город, город должен предложить что-то конкурентное. То есть должен быть ответ на вопрос, что это за город. И, кстати, в Советском Союзе это было реализовано. В 60-70-х годах города в СССР были четко стратегически ориентированы, у каждого было свое предназначение. На Западе то же самое. Например, Нью-Йорк и Чикаго совершенно разные города, с разными стратегическими задачами. И вот к этому мы сейчас тоже приходим».

Что касается Челябинска, то самая главная наша боль не в том, что окружает горожан, то есть не очень уютные улицы или проблемы с экологией, считает Олег Извеков. «Это все правда, но все же самая главная проблема в том, что мы уже лет тридцать не знаем, кто мы и зачем. Зачем Челябинск нужен стране и своим жителям? А ведь раньше у нас были свои предназначения. В конце XIX века Челябинск стал логистическим хабом, когда здесь прошел Транссиб, в 1941 году — Танкоградом. И нас воспринимали как ядерный щит страны. А с 1991 года этого смысла не стало, и тема подвисла. Но горожан должно что-то объединять помимо пространства», — говорит он.

Техноград как гипотеза

Так что же может стать специализацией Челябинска? Как отмечает гость «Большой редакции», эффективная стратегия должна формироваться исходя из контекста развития города. По его словам, были примеры, когда города экспериментировали с не очень свойственными им форматами и, как правило, такие идеи не имели успешного продолжения.

Извеков_Техноград_Шишкоедов_(С)_DSC5982_рабочие.jpg

«Допустим, завтра мы проснемся и скажем, что хотим стать столицей мировой поп-музыки. А что, интересная, одиозная задача. Чем мы хуже Ливерпуля в 1960 году, когда никто еще не мог подумать, что там появятся «Битлз» и город станет столицей мировой поп-музыки на многие годы? И ведь такие исключения бывают... Но если мы не хотим рассчитывать на чудо, то все-таки должны четко видеть и проецировать контекст на перспективы дальнейшего развития. И в нашем случае мы видим, что Челябинск очень хорошо укладывается в развитие в том числе «Индустрии 4.0» (четвертая промышленная революция предполагает максимально широкое применение информационных технологий на производстве. — Прим. ред.). Пока эта гипотеза звучит как «Город технологических инноваций». На мой взгляд, для этого у нас есть практически все. Прекрасный научный базис, потрясающая айтишная школа, которую, кстати, мы недооцениваем. Недавно приезжали московские журналисты, сказали, что хотят сделать большой обзор челябинского цифрового рынка. Репортаж о том, как город металлургов превращается в цифровую столицу России. Спрашиваем в ответ: «Какая еще цифровая столица, о чем вы?» И гости говорят, что давно нас изучают, в Челябинске есть ряд ярких примеров для страны, включая интеллектуальное управление производством на ЧТПЗ. Мы присмотрелись к нашим айтишникам и видим, что они заключают контракты на сотни миллионов долларов, например, с торговыми сетями а-ля Wallmart в США. Поэтому я подумал, что мы себя недооцениваем. Привыкли думать о себе какими-то шаблонами, дескать, Челябинск — это город металлургов, и ничего более».

Извеков_связанные-блоки_Людмила-Ковалева_k-5476.jpg

Связанные блоки

Беспроигрышная стратегия, по словам Олега Извекова, должна состоять из трех частей. «Первый блок включает в себя мероприятия, которые нужно выполнять обязательно на протяжении всех 15 лет, сколько бы над нами метеоритов ни взорвалось. Например, с экологической повесткой мы должны работать несмотря ни на что, — рассказывает он. — Второй блок — это, скажем так, страховочные мероприятия, направленные на улучшение жизни горожан здесь и сейчас. Челябинцы тоскуют по миссионерскому предназначению города, и мы не можем сказать, дескать, подождите еще лет семь, и все заколосится. Это не пройдет, поэтому нужно работать над улучшением условий проживания людей: совершенствование градостроительной политики, комфортная городская среда, общественный транспорт и так далее.

Ну и третий блок — мероприятия, которые заточены на достижение той большой стратегической цели, которая у города есть. И это не просто лозунг. Даже тот небольшой «подход к снаряду», который мы сделали в последние два месяца, показывает, что «Город техноинноваций» разбивается как минимум на 40 дорожных карт, то есть сорок направлений. И мы пока еще только доделываем первую — программу «Смарт-сити». Но это лишь малая частичка. Дальше пойдут BIM-технологии (построение точных цифровых моделей зданий), «Индустрия 4.0» и так далее. Это то, что находится на острие. Но грош цена этому острию, если не выполняются первые два блока».

Извеков_Предасказуемы_Людмила-Ковалева_k-0919_Кировка_Левша_скульптура.jpg

Предсказуемы и привлекательны

Огромная роль в планах по развитию города отведена созданию комфортных условий для инвесторов. «Это наша боль», — признается Олег Извеков. По его словам, Челябинску не удалось выполнить целевые показатели по инвестициям в рамках «Стратегии-2020» (около 80 млрд рублей по итогам 2019 года при индикативах свыше 120 млрд рублей в год. — Прим. ред.). Это неудовлетворительный результат, но в этом, по мнению Извекова, «есть и хорошая новость».

«Челябинск — недооцененный город с точки зрения вложения денег. Мы пока не очень дорогой актив, который начинает расти в цене и, соответственно, приходит время в него вкладываться, — говорит он. — Наша стратегическая цель — привлечь сюда инвесторов, начиная от самых малых и заканчивая крупными федеральными игроками. Мы не собираемся гнаться за какими-то космическими кораблями и готовы рассматривать проекты от одного-двух миллионов рублей. Мы пошли путем небольших побед: начинаем складывать небольшие концессии, небольшие проекты МЧП... Другое дело, что мы пока о них не говорим, потому что они еще не запущены, и пока этого не произошло, не хочется махать флагом. Но они уже в работе. И наша задача — за три-четыре года нарастить объем инвестиций в основные средства как минимум в два раза».

Как отмечает Олег Извеков, деньги придут туда, где действуют четкие правила игры и очень понятная стратегия. «Если инвесторы видят, что город шарахается из стороны в сторону, то понимают, что идти туда очень опасно. Но если мы будем позиционировать себя как Техноград (я не настаиваю именно на этой гипотезе, говорю к примеру) и будем выстраивать цепочку развития города, придерживаясь четкого плана мероприятий, то на эту вот предсказуемость инвесторы могут пойти».

В конце сентября в Челябинске пройдет трехдневная проектно-аналитическая сессия, которая ознаменует старт фактическому созданию «Стратегии-2035». По словам Олега Извекова, она будет подписана как нормативный акт и запущена в работу только по факту достижения общественного консенсуса.


Поделиться

24.04.2024 | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

24.04.2024 | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

Вчера | 16:00
В центре Челябинска перед Днем Победы разобрали Вечный огонь

Но пламя не угасает ни на минуту.

24.04.2024 | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Новости   
Спецпроекты